За год правоохранители фиксируют десятки ДТП с участием владельцев двухколесных коней, в результате которых гибнут и получают тяжелые травмы люди. Так, недавно в деревне Ветрино Полоцкого района 16-летний подросток на мотоцикле «Минск» не справился с управлением и упал. Он был без шлема и не имел права управлять транспортным средством. Парня госпитализировали в отделение хирургии ЦРБ.
— Ситуация с мотоциклистами непростая. Среди них хватает любителей погонять с ветерком. Это опасно не только для самих байкеров, но и окружающих. Поэтому данная категория участников дорожного движения у нас под особым контролем, — сказал начальник отделения агитации и пропаганды УГАИ УВД облисполкома подполковник милиции Александр Казючиц. — Несколько лет назад в законодательство внесли изменения, относящиеся к мотоциклистам, которые положительно повлияли на безопасность. Для них усложнили экзамены в Госавтоинспекции и разбили на несколько групп. Например, сесть за руль мощного байка может лишь совершеннолетний гражданин, имеющий двухлетний стаж управления более легкими моделями или прошедший курс в автоучебных организациях. Кроме того, запретили кататься на одном колесе, отрывать руки от руля, а ноги от подножки. За такие финты грозит штраф до 10 базовых величин с лишением прав на полгода.
От ответственности не уйти
Чтобы бороться с байке-рами-лихачами, госавтоинспекторы используют негласное наблюдение за ними, записывают нарушения на видеорегистраторы. Также инспекторы ДПС сами пересаживаются на двухколесных коней, чтобы следить за порядком. В теплую пору года мотопатрули дежурят на дорогах с вечера до утра. В арсенале ГАИ области пять современных маневренных мотоциклов. Они позволяют выполнять задачи, с которыми не справиться правоохранителю на автомобиле. Например, отслеживание дорожной ситуации во время пробок в часы пик или преследование другого байка.
— В большинстве своем попытки скрыться от мотопатрулей предпринимают в сельской местности, в городах уже поняли бесполезность такой затеи, — отметил Александр Казючиц. — Сотрудники регулярно совершенствуют навыки езды, проходят спецподготовку, в том числе отправляются в Минск, где профессиональные инструкторы обучают их навыкам контраварийного вождения. Мотоциклы оборудованы радиоприемниками, звуковыми и световыми сигналами. В шлемы встроены динамики, снаружи есть микрофоны, что позволяет поддерживать связь с дежурной частью и между собой.
Наказание будет жестким
Благодаря упорной работе представителей Госавтоинспекции, число байкеров-лихачей на дорогах снижается из года в год.
— Сегодня практически все мотоциклисты соблюдают правила, в том числе регистрируют транспортное средство в ГАИ и страхуют его, ездят с номерными знаками, — подчеркнул Александр Константинович. — Труднее побороть желание молодых людей погонять, особенно на пустынных в ночное время широких проспектах Витебска. В областном центре ограничено движение мотоциклов в центре города, а вот жители спальных районов, особенно летом, когда окна квартир открыты, часто жалуются на рев моторов. Мы стараемся быстро выявлять нарушителей, но ведь за каждым перекрестком инспектора не закрепишь…
Корреспондент «ВВ» убедился, побывав в рейде вместе с госавтоинспекторами, что в основном байкеры законопослушны и максимум, что себе позволяют, — немного превысить скорость. Объясняют это тем, что вынуждены ехать чуть быстрее потока машин, чтобы обезопасить себя. Находиться между авто опасно, ведь водители не всегда внимательны, могут не заметить коллегу на двух колесах. Встретить действительно безбашенных мотолюбителей, привыкших стартовать на заднем колесе со светофоров и петлять между машинами на огромной скорости, не довелось. Однако госавтоинспекторы подтвердили, что такие нет-нет да и попадаются на окраинах Витебска и привлекаются к ответственности.
— Если лихачи попытаются скрыться от погони, их мотоцикл будет изъят. Поэтому желающих идти на такой риск и остаться без средства передвижения ради дозы адреналина — считанные единицы, — подчеркнул Александр Казючиц. — Мотосезон-2021 только начинается, но мы надеемся, что профилактические меры и работа по пресечению правонарушений позволят избежать серьезных ДТП.
Фото Эдуарда КАРОЛЕВИЧА.