Автор: . Дата создания:

Надо ли давать детям деньги на карманные расходы и как правильно это делать? Этим вопросом задалась корреспондент “Витебских вестей” и с ним обратилась к компетентному специалисту.

“Мой супруг — сторонник консервативного воспитания и считает, что деньги на мелкие расходы надо начинать давать как можно позже. Свое мнение он аргументирует тем, что в раннем возрасте дети в полной мере не понимают ценность купюр. Я противоположного мнения. Думаю, что с детства уметь считать деньги — полезный навык.

О такой семейной дилемме рассказала мне одна знакомая. Разрешить ее помогла заведующая детско–подростковым отделением Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии Елена Данилова.

Так стоит ли давать детям деньги на карманные расходы?

— Основной смысл карманных денег заключается в том, чтобы научить ребенка распоряжаться финансами — планировать траты, выбирая первоочередные и второстепенные, создавать накопления. Это подготовит его к взрослой жизни.  Ребенок без денег не сможет чувствовать себя свободно и уверенно.

С какого возраста лучше это делать?

— Регулярно давать деньги детям следует с 6-7 лет. В более младшем возрасте они для ребенка, как правило, не имеют ценности, это не более чем цветные бумажки, с которыми можно поиграть. А вот ко второму классу дети уже умеют складывать и вычитать, могут посчитать свои расходы и доходы. Причем на данном этапе денежные средства могут послужить стимулом для изучения математики.

А сколько давать?

— Важно обеспечить необходимые траты — школьное питание, сувениры к праздникам друзей и другое.

 Лучше выдавать сумму, с которой действительно готовы расстаться без особых переживаний. Дети могут потратить деньги на неодобряемые вами вещи, подарить или потерять их.

— Нужно ли платить ребенку за хорошие отметки?

— Любой денежный расчет не связывайте с успеваемостью в школе. Средства, которые вы будете выдавать, — не мотивация для учебы и не наказание за проступки. Ваш ребенок должен иметь уверенность в завтрашнем дне, чтобы спланировать свои расходы.

— Как часто надо делать денежное вознаграждение?

— Лучше всего выдавать карманные деньги не ежедневно, а еженедельно, а подростку — ежемесячно. Получив их на определенный срок, ребенок будет учиться самостоятельно распределять сумму, чтобы хватило на его потребности.

— Но финансовый контроль все же необходим?

Лучше посчитать вместе с ребенком (особенно в первое время, пока он не научится это делать самостоятельно), сколько денег ему понадобится.

В ходе обсуждения оговаривайте, что карманные деньги могут включать в себя необходимые траты (питание в школе), дополнительные (например, покупка новой красивой тетради или карандашей) и возможность откладывать некую сумму впрок. Последнее – важный пункт.

На примере накоплений ребенку можно объяснить, как достичь своей цели. Голос родителей должен быть исключительно рекомендательным. Если вы жестко устанавливаете, что можно покупать на карманные деньги, а чего нельзя, то они как инструмент развития самостоятельного навыка теряют смысл.

Финансовые неудачи — часть науки управления деньгами. Поэтому смиритесь с потерями и возможным нерациональным расходованием средств на первом этапе. Хорошие уроки не бывают бесплатными.

Кроме того, показывайте личный пример финансовой грамотности. Например, получили зарплату, сели с женой или мужем планировать, что нужно купить, от чего стоит воздержаться, старайтесь, чтобы и ребенок участвовал в этих обсуждениях. Спрашивайте у него, что ему нужно, и, исходя из обстоятельств, решайте, можете вы это приобрести или нет, и свою позицию всегда обосновывайте.

Пусть чадо вместе с вами планирует семейный бюджет. Жесткий контроль ни к чему не приведет, кроме финансовой инфантильности и неумению обращаться с деньгами. Все должно строиться на доверии.