Автор: . Дата создания:

Можно ли спасти того, кто находится в двух секундах от непоправимого шага, предотвратить добровольный уход из жизни? Да, из любой кризисной ситуации есть как минимум два выхода. Но человек у точки невозврата зачастую не видит их.

 

Консолидация сил 

Проблемой добровольного ухода из жизни озабочены медики, педагоги, соцработники, правоохранители, общественные и религиозные организации. Ежегодно в сентябре накануне Всемирного дня предотвращения самоубийств в Витебском областном клиническом центре психиатрии и наркологии проводится встреча представителей различных ведомств, в том числе и СМИ, где поднимают вопросы профилактики этого страшного явления. Специалисты центра поделились печальной статистикой и рассказали, как можно одним словом, а порой только своим присутствием спасти человека, шагающего в пропасть смерти.

Несмотря на устойчивую тенденцию к снижению числа случаев суицидального поведения и трагических финалов, Витебщина все еще остается в зоне риска: в нашей области показатель смертности от самоубийств выше среднего республиканского – по данным 2018 года, 24,1 против 19 на 100 тыс. населения.

Периодически обобщенный портрет человека, заканчивающего свою жизнь добровольно, меняется. Сегодня это мужчина 55 – 60 лет трудоспособного возраста, но не работающий по разным причинам, одинокий и с хроническими или серьезными заболеваниями. В момент обострения психологического кризиса рядом с ним не оказывается никого, кто мог бы простой беседой отвлечь его внимание и предотвратить непоправимое. Психологи подчеркивают, что хватает всего пяти минут разговора, чтобы человек передумал и отказался от суицидального поступка.

Разорванное общение 

Как отмечают специалисты, мысль о суициде зреет в человеке около года, импульсивное решение свести счеты с жизнью, как правило, появляется в состоянии аффекта или алкогольного опьянения у взрослых и под действием эмоций у подростков. Весь этот период человек бросается из одной крайности в другую и всячески старается обратить внимание окружающих на себя.

 

Трудоспособный мужчина, потеряв работу и не находя себе места в обществе, часто становится зависим от алкоголя. Спиртным он пытается снять напряжение, уйти от депрессии, но все глубже погружается в нее. Зачастую в этот период в семье возникают конфликты, родные начинают уговорами или угрозами отучать его от пагубного пристрастия. Еще вчера востребованный специалист, примерный семьянин, оказавшись не у дел, чувствует себя никому не нужным, обузой. Он пытается, иногда иносказательно, обсудить свое состояние с близкими, но те отмахиваются, мол, не говори глупостей. Ни слова поддержки и утешения, ни одной попытки поговорить и понять, каково ему…

Подростки ранимы, уязвимы и склонны к максимализму в суждениях о себе: я некрасивая, я глупый, если ругают, значит, не любят. И считают, что если исчезнут, то никому от этого плохо не будет.

Еще не взрослый, но физически уже не ребенок – такова обычная характеристика тинейджера. Он пока не умеет словами описать, что чувствует, у него нет опыта выхода из кризисной ситуации, а доступная глобальная сеть подбрасывает готовые сценарии: там влюбленные решили вместе покинуть этот мир, здесь конфликт семьи разрешился после попытки суицида… Вот и складывают вчерашние мальчики и девочки два плюс два, а в итоге получают ноль.

В половине случаев люди не собираются доводить начатое до конца. Они не хотят умирать, они хотят привлечь внимание. И не к своей персоне, а к тому, что им плохо, что они страдают. Но не научившись выражать все словами в подростковом возрасте, не наладив контакт с родными, многие несут это неумение во взрослую жизнь. Применяют те же шаблоны поведения, говорят теми же фразами, наполненными внутренними страхами, замыкают страшное кольцо безысходности.

Жизненные университеты 

К сожалению, нет такого вуза, где учат быть хорошими родителями, дают дипломы за вкуснейшие пироги и проникновенные беседы с сыновьями и дочерьми. Все эти премудрости преподает жизнь, но порой требует слишком дорогую плату за свои уроки.

Нет и института образцовых жен и мужей, где можно пройти курсы повышения эмпатии, побывать на семинаре «Как понять свою половинку», научиться кроить ровное полотно счастливого семейного быта. Понимание друг друга приходит со временем и с желанием слушать своего партнера.

 

Стереотипы нашего общества таковы, что делиться личными проблемами с психологами и тем более психиатрами не принято. И родители, и супруги не спешат обращаться к специалистам за помощью, надеясь, что кризисная ситуация в семье разрешится сама собой. В итоге либо остаются наедине с накопившимся грузом проблем, либо теряют своих близких.

Человек, столкнувшийся с непониманием и нежеланием родных идти навстречу, замыкается в себе, зацикливается на своей проблеме. Но вместе с тем любое неосторожное слово, мельком увиденный образ могут сработать как детонатор.

Взять ситуацию в свои руки 

Главврач областного клинического центра психиатрии и наркологии Елена Мартынова рассказала, что один суицид влияет на шесть человек из ближайшего окружения погибшего. В зоне риска находятся дети и взрослые, чьи родственники закончили жизнь самоубийством. В последнее время специалисты центра, психологи в школах и на предприятиях плотно работают с трудными подростками, семьями, находящимися в социально опасном положении, людьми, зависимыми от алкоголя и наркотиков, но беда приходит оттуда, откуда ее никто не ждет. Немало случаев, когда во внешне благополучной семье кто-то решает свести счеты с жизнью. Это говорит о глубоко скрытых проблемах, которые люди, живущие бок о бок, так и не смогли решить своими силами.

Заведующая детско-подростковым отделением ВОКЦПиН Елена Данилова акцентирует внимание родителей на том, что беседа с психологом – важная составляющая в разрешении кризисной ситуации. Специалист отметила, что подростки пластичные, любо­знательные, легко идут на контакт, если видят живой отклик и интерес со стороны взрослого. Поэтому важно, чтобы именно мамы и папы отбросили заблуждения и страхи и вовремя обратились к профессионалам за помощью, если сами не справляются.

Если вы или ваши близкие находятся в трудной жизненной ситуации, позвоните по «телефону доверия» в Витебске: 8 (0212) 61-60-60. Республиканская «Детская телефонная линия»: 8-801-100-1611. Все они работают бесплатно, круглосуточно и анонимно.

Фото из открытых источников.