Автор: . Дата создания:

За время пандемии число игроманов в мире выросло почти на 50%. Для родителей компьютерные игры как «палочка-выручалочка»: включил — и ребенок тихо сидит часами, не пристает, не скачет по квартире, не пропадает на улице неизвестно где и с кем. Между тем влияние компьютерных игр на детей гораздо сильнее и негативнее, чем мы можем предположить, и расплачиваться за часы тишины и родительского спокойствия порой приходится очень дорого.

В ВИРТУАЛЕ – 24/7

Десятилетний Артем не отходил от компьютера сутками. В выходные мог зависнуть в игре на 24 часа. Мама, которая воспитывала его одна, то и дело подсовывала тарелку с бутербродами. Однажды женщина заметила, что из ее кошелька пропало 5 рублей, спустя неделю – столько же. С вопросами она обратилась к сыну, но тот все отрицал до тех пор, пока женщина лично не увидела, как мальчик шарит в кошельке. Как оказалось, Артему нужны были деньги для покупки нового танка в игре. С похожей проблемой столкнулась и еще одна моя знакомая Анна, мать 16-летнего Димы. Ее сын с головой ушел в компьютерные игры после развода родителей. Поскольку мальчик был сильно привязан к отцу, уход его из семьи воспринял как предательство: срывался на мать, кричал по телефону на отца. – Сын был общительным парнем, – рассказывает Анна. – Постепенно он все больше стал закрываться в себе. Придет из школы, пообедает – и за компьютер. Я, конечно, понимала, что это не очень правильно с точки зрения его здоровья, но успокаивала себя, мол, не попробует наркотиков или алкоголя, пусть лучше смотрит фильмы, играет, читает новости. Однако слишком поздно заметила, что виртуальный мир в одно мгновенье заменил Диме все – и общение с родителями, и друзей, и школу. Дима начал играть, сидел в наушниках, не обращал внимания ни на что вокруг, иногда прогуливал занятия в школе, проводил перед монитором по 10 часов в день. Любые попытки вытащить его из сети воспринимались в штыки. – Отключаю интернет – сразу скандал. Предлагаю записать в спортивную секцию – он никуда не хочет, – говорит женщина. – И я понимаю, что сын не здесь, со мной, а там – сражается с монстрами. Тогда Дима учился в выпускном классе, был полный коллапс в учебе, да еще ЦТ на носу. – В какой-то момент все стало так плохо, что мы даже с бывшим мужем помирились, чтобы спасти сына. К счастью, это удалось, и Дима сам осознал, что реальная жизнь не должна проходить мимо, пока ты живешь в виртуальном пространстве, – говорит Анна. – Теперь сын учится в медуниверситете, и на игры времени у него нет совсем.

ОТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ – К БОЛЕЗНИ

Родители Александра много работали, 15-летнего сына постоянно оставляли у бабушки. Купили ему новый компьютер, установили безлимитный интернет. Учитывая, что парень планировал связать свою жизнь с информационными технологиями, никто из близких не увидел в этой покупке какой-то скрытой угрозы. Да и сам Александр тогда искренне полагал, что осваиваться в виртуальном пространстве ему необходимо исключительно для будущей профессии программиста. – Мои друзья постоянно играли в «стрелялки», и первый раз я сыграл по их просьбе. Потом они стали приходить ко мне каждый вечер, чтобы сыграть. Бабушка вообще ничего не понимала в компьютерах, поэтому ее легко было убедить в чем угодно, вплоть до того, что мы все вместе читаем книгу. Сначала играли два часа в день, потом у меня появилась потребность продолжать это днем и ночью. Довольно быстро реальный мир перестал существовать, точнее, он был, но казался таким скучным и однообразным. А по ту сторону монитора я жил в другом измерении, из которого не хотелось возвращаться. Мегадрайв и ощущение, что ты – супергерой. Однажды в аптеке купил памперсы, чтобы ни на что не отвлекаться во время игры. Когда про это узнали родители, меня потащили к врачам. Выяснилось, что мое увлечение привело к серьезным проблемам с сердцем, сколиозу и язве желудка.

НЕ ЗАПРЕЩАТЬ, А УСТАНОВИТЬ ЛИМИТ

Заведующий детско-подростковым психиатрическим отделением Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии Елена Данилова отмечает, что действительно важно ограничивать время, проведенное ребенком за монитором компьютера. Играм лучше отводить в среднем не более одного, максимум двух часов в день. А если зависимость появилась, важно забить тревогу вовремя.

– Как компьютерные игры влияют на психическое здоровье ребенка и к чему может привести игромания?

– Если говорить о психике, прежде всего, резко меняется настроение, появляются раздражительность, нервность, истерики, которых раньше не было, приступы агрессии по пустяковым поводам, характерная замкнутость, нежелание общаться со сверстниками, ребенок становится плохо управляемым. В крайних случаях появляются судороги, особенно в ситуации резкого запрета. Конечно, с одной стороны, родителям удобно: ребенок постоянно дома, ничем плохим не занимается. С другой – именно за стенами квартиры происходит социализация. А чрезмерное погружение в виртуальный мир ведет к потере способности различать вымысел и реальность. В некоторых случаях это может привести к психическим расстройствам.

– Можно ли по выбранным персонажам в игре понять, какая проблема у подростка, и как отличить зависимого ребенка от увлеченного?

– Все очень индивидуально: есть дети, которые через игру в компьютере сбрасывают свое внутреннее напряжение, а есть дети, которые, играя, получают зависимость от определенного вида компьютерных игр. Так, у подростков, часто играющих в «стрелялки», искажается мировосприятие: ребенок ассоциирует себя с бессмертным компьютерным героем и привыкает к тому, что, если его «убили», можно начать игру заново – так чувство самосохранения притупляется, и вот уже на улице ему кажется, что он также способен с легкостью и без риска для жизни совершить какой-нибудь головокружительный трюк. А зависимого ребенка от увлеченного отличить достаточно просто. Так же, как при любой другой зависимости: если отобрать гаджет, развивается агрессия и другие эмоциональные реакции, с которыми родителям трудно справиться. Если ребенку есть куда направить энергию и в окружении есть что-то интересное, он вряд ли станет перебарщивать с геймерством.

– Негативные эмоции так или иначе нужно выплескивать. Помогают ли игры избавиться от стресса или, наоборот, вызывают его?

– Негативные эмоции действительно нужно выпускать наружу, и лучше всего, особенно детям, это делать через физическое действие – спорт. Пользы будет гораздо больше. Но вернемся к нашей теме. Наименее опасны так называемые аркадные игры с простой графикой и звуком, которые не вызывают длительной привязанности. Другое дело – ролевые, во время которых игрок отождествляет себя с управляемым им героем и с головой погружается в его мир. А любимые «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанным на насилии, представляют для подростков большую опасность, вызывают чрезмерную агрессивность, которая проявляется в антисоциальном поведении.

– Как правильно ограничить время, проводимое ребенком за играми, и что можно предложить взамен?

– Не ругать, не запрещать, а объяснять и устанавливать четкое время для игр. Несомненно, дети должны осваивать новые технологии, особенно учитывая, что они довольно быстро впитывают информацию и способны многому научиться за короткий срок. Взамен можно предложить живое общение в кругу семьи, чтение интересной книги, кино, прогулки или записать ребенка в спортивную секцию.

– После родительского наставления «хватит сидеть за компьютером, лучше почитай что-нибудь» ребенок может прочитать книгу с не менее жестокими сценами или посмотреть такой же фильм.

– При чтении у ребенка работает воображение, и он представляет в голове какой-то сюжет, а потом этот вымышленный мир забывается. При просмотре фильмов события также визуализируются и также постепенно исчезают. А в играх этот механизм не работает: за счет многократного повторения одних и тех же действий материал быстрее закрепляется в памяти. Из-за того, что картинки в играх яркие, а сюжеты реалистичные и выглядят достоверно, у ребенка искажается представление о реальном мире. Он начинает считать, что решение любых конфликтов с использованием силы и оружия является нормой, и даже не пытается уладить ссоры в настоящей жизни мирным путем, потому что просто не умеет этого делать. Например, за самые жестокие поступки и убийства герои компьютерных игр не несут ответственности – и, к сожалению, эта модель поведения переносится ребенком и в реальность: можно ударить соперника и якобы тебе ничего за это не будет.

– Иногда родители на прогулке дают смартфон или планшет совсем маленьким детям. Выходит, они сами приучают своих чад к играм?

– Часто на прием приходят родители, которые просят избавить ребенка от игровой зависимости. И пока мы работаем с ним, взрослые сидят в коридоре, уткнувшись в телефон. Думаю, в любом вопросе должна соблюдаться золотая середина. Лет 30 назад было научно доказано, что в младенчестве сигналы, получаемые от рук, особенно от пальчиков, стимулируют развитие мозга. Так устроен наш организм. Заменяя пальчиковые игры вождением пальца по плоскости монитора, взрослые баррикадируют перед детьми дорогу к развитию. Поэтому родители, вручая малышу планшет или телефон, замедляют развитие головного мозга своего ребенка. *** Если у ваших детей появились проблемы или вам нужна психологическая консультация по вопросам развития ребенка, его воспитания, общения со сверстниками, вы можете обратиться в Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии (ул. Коммунистическая, 6), телефон для предварительной записи 8 (0212) 61-45-82, телефон доверия 8 (0212) 61-60-60. 

Фото из открытых источников.