Автор: . Дата создания:

В конце ноября Россельхознадзор в несколько этапов ограничил поставки продукции в РФ более чем 20 белорусским предприятиям, выпускающим мясную и молочную продукцию. Основная причина – якобы обнаружение в них опасных микроорганизмов, запрещенных антибиотиков и даже генома АЧС. К сожалению, санкции коснулись и некоторых производителей Витебщины, изделия которых традиционно славятся высоким качеством, безопасностью и всегда популярны на российском рынке.

В объединении «Витебский концерн «Мясо-молочные продукты», в который входят 12 предприятий области, обеспокоены предвзятым отношением российских санитарных служб к белорусскому продовольствию. За 9 месяцев концерн реализовал в Российскую Федерацию продукции более чем на 234 млн долларов, в среднем ежемесячная экспортная выручка составляет около 30 млн.

– С учетом того, что более 90% наших изделий реализуется в России, ограничительные санкции могут больно ударить по рентабельности и экспортным показателям предприятий, которые под них попали, – отмечает заместитель генерального директора по экономике объединения Евгений Дем. – Экспортная выручка и так сократилась до минимума из-за резкой девальвации российского рубля. А что касается ограничения ввоза, здесь трудно сказать – это экономика или большая политика. За последние годы предприятия концерна модернизировались, лаборатории прошли техническое перевооружение, получили аккредитации по российским стандартам. Поэтому за качество нашей продукции мы ручаемся.

На данный момент ограничительные санкции коснулись четырех предприятий Витебщины: ОАО «Витебский мясокомбинат», «Оршанский мясоконсервный комбинат», «Миорский мясокомбинат», «Витебская бройлерная птицефабрика». И везде это стало неожиданным и очень неприятным сюрпризом.

В телефонной беседе заместитель генерального директора по производству Витебского мясокомбината Наталья Гурская сообщила, что поставки в РФ прекратились с конца ноября после уведомления из Минсельхоз-прода. Это серьезный удар по экономике предприятия, так как в России реализовывалось до 45% всей продукции комбината, а доходы от этих продаж формируют около 35% всей денежной выручки.

– Мы очень удивились, когда узнали, что попали под санкции, – отметила Наталья Андреевна. – Претензий к качеству наших изделий у россиян раньше никогда не было, они пользовались стабильным спросом. Мы, конечно, пытаемся найти выход из ситуации – стараемся углублять переработку мясного сырья, работать с покупателями в Беларуси. Но ситуация непростая.

Заместитель генерального директора по маркетингу и коммерческим вопросам Витебской бройлерной птицефабрики Надежда Журко сообщила, что россияне – основные зарубежные потребители их продукции, но последствия санкции пока не столько ощутимы. Дело в том, что на экспорт отгружается лишь около 20% выпускаемых здесь изделий.

– Тревогу вызывает то, что под ограничения попали сразу столько белорусских предприятий, – поделилась Надежда Журко. – В итоге все пока вынуждены работать на внутреннем рынке, который физически не справляется с такими объемами продукции. Мы каждый день отмечаем падение спроса на наши изделия в условиях сильной конкуренции. Но даже если санкции отменят, с таким слабым российским рублем мы вряд ли сможем продавать наши товары соседям в тех же масштабах. Это невыгодно.

Представители Оршанского мясоконсервного комбината также пребывают в недоумении.

– Ситуация неприятная и обидная, – отметил главный ветеринарный врач комбината Александр Титов. – Мы работаем почти 85 лет и всегда уделяли внимание качеству. Одинаково заботимся о безопасности нашей продукции как для белорусских потребителей, так и для иностранных. Дорожим своим имиджем. Контроль качества на комбинате многоступенчатый: от анализа сырья до детальных исследований готовых изделий. Причем делает это не только наша лаборатория, которая, к слову, аккредитована россиянами, но и другие, сторонние – в Орше, Витебске, Минске. Когда в РФ сообщили об обнаружении генома АЧС в продукции, мы дополнительно сделали 40 проб, и везде результат оказался отрицательный. При этом протоколы исследований, сделанных в России, в плане объективности вызывают у нас множество вопросов.

Начальник управления ветеринарии комитета сельского хозяйства и продовольствия облисполкома, главный ветеринарный врач Витебской области Александр Козак в беседе с корреспондентом «ВВ» подчеркнул, что все областные ветеринарные лаборатории аккредитованы российскими специалистами, а с учетом последних претензий по поводу некоторых методик забора проб они осуществляют лабораторные исследования по стандартам РФ.

– Создается впечатление, что россияне специально ищут проблему там, где ее не было и нет, – считает Александр Козак. – Недавно по совершенно абсурдному поводу закрыли доступ Миорскому мясокомбинату. Мол, в Рязанской области в сырокопченой колбасе обнаружили геном АЧС. А ведь комбинат уже полтора года такую продукцию в Россию не поставляет. Как удалось выяснить, злосчастную колбасу с белорусской этикеткой изъяли у какого-то предпринимателя на рынке. Очевидно, что это контрафактная продукция, но Россельхознадзор не разбирался, а сразу ограничил ввоз из Миор. Наших производителей зачастую просто ставят перед фактом. Тем не менее, отметил главный ветврач области, после санкций Россельхознадзора ветеринарные и санитарные службы в оперативном порядке проверили все закрытые для России предприятия. Взяты пробы костного мозга у более чем 1400 голов скота, исследованы 187 видов готовой продукции. И ни в одной вредных микроорганизмов, запрещенных антибиотиков и тем более генома АЧС не обнаружено.

Еще одна служба, контролирующая безопасность отечественной продукции, – Витебская областная инспекция Госстандарта РБ, куда мы также обратились за комментариями. Начальник инспекции Оксана Мурашкевич сообщила, что на сегодняшний день все результаты государственного надзора за качеством продукции свидетельствуют о выполнении предприятиями мясной отрасли Витебщины требований технических регламентов по безопасности, которые, к слову, едины для всех стран Таможенного союза. Более того, в феврале нынешнего года Госстандарт планово проверял Витебскую бройлерную птицефабрику, а в апреле – Витебский мясокомбинат, и нигде нарушений выявлено не было. По словам Оксаны Мурашкевич, эти результаты говорят о многом, так как они комплексные: анализируется документация за последние три года работы, берутся лабораторные пробы сырья и готовой продукции, исследуется технология производства и так далее.

– Сразу после введения ограничительных санкций мы посетили торговые объекты областного центра и взяли образцы продуктов производителей со всей Беларуси, – рассказала Оксана Мурашкевич. – Результаты свидетельствуют о том, что они полностью безопасны по всем показателям. Другое дело, что мы уже не раз сталкивались с ситуацией, когда в России продавалась продукция неизвестного происхождения и подозрительного качества под брендом «Сделано в Беларуси». Но ведь наши производители не должны страдать из-за этого.

Своим мнением поделился и начальник управления инвестиционной политики и внешнеэкономических связей комитета экономики облисполкома Константин Черный. Он считает, что санкции в отношении белорусских мясо-молочных предприятий вряд ли будут длительными и в целом не повлияют на экспортную выручку республики.

– Думается, здравый смысл и справедливость восторжествуют, – уверен Константин Эдуардович. – Мы живем в едином экономическом пространстве Таможенного союза, белорусские производители прошли соответствующую сертификацию, наша продукция полностью соответствует единым регламентам по безопасности, лаборатории аккредитованы российскими экспертами. Заключены долгосрочные договоры на поставки, а теперь белорусские предприятия не могут их выполнить, терпят убытки. Разве союзники должны разговаривать между собой языком заградительных санкций?

P. S. В четверг после переговоров в Москве стало известно, что Россия может снять ограничения на ввоз до 10 декабря, однако только с четырех белорусских предприятий, которые пока не называются. Еще пять, поставки с которых запрещены, будут взяты на контроль. Об этом сообщил журналистам вице-премьер Беларуси Михаил Русый. Он также высказался за то, чтобы в Союзном государстве была отработана система отслеживания прохождения любого товара в двух направлениях.