Почему так получается: в Витебске — обувной столице Беларуси, где есть профильные учебные заведения, дефицит обувщиков. Свою точку зрения на нехватку рабочих кадров в этой отрасли промышленности уже высказал заместитель генерального директора СООО «Белвест» Михаил Шатунов. Сегодня делятся мнением по поднятой проблеме начальник главного управления по образованию облисполкома Дмитрий Хома и директор Витебского государственного профессионально-технического колледжа легкой промышленности Вячеслав Ерёменко.
В одной связке
– В профориентационной работе нужен комплексный подход, – отметил Дмитрий Хома. – Неправильно перекладывать проблему подготовки рабочих кадров друг на друга. Школы, средние специальные учреждения образования, заинтересованные предприятия должны работать в одной связке, чтобы готовить востребованные для производства кадры. Действительно, сложилась не совсем правильная практика оценки работы школ по количеству поступивших в вузы выпускников, от которой мы отказались. В последние два года наметилась тенденция к изменению ситуации. Если в 2016-м после 9 классов изъявили желание продолжить учебу в школе 64% учеников, в 2017-м – 63%, в текущем году – 55,6%. Таким образом, становится все больше тех, кто хочет после девяти классов получить профессию, продолжив учебу в колледже. Более того, разработана областная программа ранней комплексной профориентационной работы. В ее рамках с 1 сентября проводятся встречи с детьми, родителями, представителями профильных предприятий. Замечу: очень многое зависит от родителей, как они настроят своих чад, кем хотят их видеть. В свою очередь мы приводим весомые аргументы. На «прямые линии» руководителей разных уровней участились обращения с просьбой устроить детей, получивших высшее образование, на работу. Таких проблем не будет, если правильно сориентировать ребенка еще в школе. Ведь первоначальная стадия обучения и получение рабочей специальности могут стать всего лишь ступенькой для дальнейшего карьерного роста молодого человека.
Сегодня предприятия предлагают учащимся-целевикам дополнительную стипендию, различные бонусы на первом месте работы, что помогает закреплению кадров на производстве.
Трудно в одночасье переломить ситуацию на рынке рабочей силы, но принимаемые меры помогут ослабить кадровый голод, который испытывают не только обувные предприятия.
Целевые договоры и другие бонусы
– В текущем году Витебский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности набрал 175 человек по квалификациям: «сборщик обуви – отделочник меховых шкурок», «сборщик обуви – оператор ЭВМ», «сборщик обуви – парикмахер», «раскройщик материалов – обработчик деталей, изделий и полуфабрикатов», – сообщил Вячеслав Ерёменко. – После 9 классов учащиеся обучаются три года, после 11 – один год. Ребята, успешно освоившие уровень профтехобразования, могут поступить на конкурсной основе на 2-ю ступень обучения и получить квалификацию «техник обувного производства», возможность повысить свой рабочий разряд либо получить другую обувную квалификацию. Выпускники с квалификацией «техник» могут работать на обувных предприятиях мастерами, контролерами и т. д. В этом году 25 выпускников поступило на вторую ступень обучения. Срок получения среднего специального образования – 2 года.
В связи с тем, что СООО «Белвест» к 2023 году собирается нарастить объемы производства обуви почти вдвое, именно для этого предприятия остро встал вопрос нехватки рабочих кадров.
– В текущем году «Белвест» заключил договоры о целевой подготовке 13 обучающихся по квалификации «сборщик обуви». Наличие целевого договора дает свои бонусы: дополнительная стипендия в размере 4 базовых величин, оплата питания – 3 рубля в день во время прохождения практики на предприятии, скидка на пару обуви. Мы, в свою очередь, обязались распределить этих ребят на «Белвест», – подчеркнул Вячеслав Викторович. – Но кадровые потребности базовых предприятий превышают возможности учебного заведения. Так, спрос на «Белвесте» в 2020 году составит 124 человека. Колледж может обеспечить заявку только на 30%. Остальные выпускники распределятся по другим обув-ным предприятиям.
– Может, проблема еще и в профориентационной работе?
– Как раз этому вопросу уделяем самое пристальное внимание. Ни один из выпускников школ не остается без предложения по выбору рабочих профессий. Не поступившие в вуз имеют возможность у нас получить рабочую специальность и быстрее стать на ноги в материальном плане. Ведь учиться можно и заочно. Мастера производственного обучения и преподаватели имеют тесный контакт с закрепленными за ними школами в Витебске и Витебском районе: встречаются со старшеклассниками, посещают родительские собрания, где рассказывают о преимуществах и различных бонусах, которые получают обувщики во время учебы, прохождения практики на предприятии. В колледже шестой день недели – профориентационный: устраиваются квест-игры, мастер-классы, на которых перед школьниками выступают учащиеся, демонстрируют навыки и умения, полученные в производственных мастерских. Наши ребята на уроках производственного обучения изготавливают обувь для танцевальных коллективов. У нас есть что показать потенциальным абитуриентам и чем поделиться с ними в дни открытых дверей. Такая активная работа дает свои результаты. Обувными профессиями интересуется все больше молодежи, и это радует.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.