Автор: . Дата создания:

О таких специальных образовательных учреждениях, как Витебский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, журналисты, к сожалению, вспоминают нечасто. Тяжелая это тема _ дети с множественными нарушениями психофизического развития и их мужественные родители, взявшие на себя тяжелое бремя заботы о них. Но каждый день центр наполняется мальчишками и девчонками, для многих из которых даже дорога из дома в учреждение образования _ маленький подвиг. Ежедневно на работу сюда приходят полсотни различных специалистов, большинство из которых центр с дружной семьей. Корреспондент «ВВ» узнал, каково это работать с детьми, волею судеб ставшими не такими, как все.

Здание бывшего детского сада на улице 26 июня в Витебске внешне ничем не отличается от обычных учреждений образования. Ухоженный дворик, детская площадка, много зеленых насаждений и лавочек. Лишь пандус на входе выдает истинное назначение центра _ воспитание, обучение и реабилитация детей с особенностями психофизического развития. Центр посещают 86 детей, 67 из которых дети-инвалиды. Это три класса и дошкольная группа, где обучаются 23 воспитанника от 3 до 18 лет. Есть группа ранней комплексной помощи, в которой 10 малышей до 3-х лет. 29 воспитанников учатся в семьях на дому, а еще у троих индивидуальная программа. Все дети с трудом передвигаются, у некоторых нарушены слух, зрение, отсутствует речь, имеются проблемы с коммуникацией.

_ Нашему учреждению в этом году 15 лет. Его открыли в рамках Государственной программы «Дети Беларуси», и сегодня в Витебске это единственный городской центр, а по области подобных 22 (в том числе Витебский областной _ Авт.), _ рассказывает директор учреждения Елена Барило. _ Несмотря на заболевания, наши детки, как и здоровые, нуждаются в любви и поддержке. Опекать и развивать их, конечно, сложно, и существование центра _ огромная помощь для родителей. Через центр проходят все, у чьих детей медики обнаруживают те или иные нарушения в развитии. Здесь действует психолого-педагогическая комиссия, специалисты которой определяют их дальнейшую судьбу, или так называемый маршрут обучения. Ежегодно ее проходит почти 4,5 тысячи юных витеблян. При центре остаются самые тяжелые. Большинству, к счастью, достаточно помощи дефектолога в обычных или специальных садах, в специальных или интегрированных классах в школах. Но именно в центре самый богатый штат специалистов: учителей, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов, медицинских работников, здесь серьезная коррекционно-развивающая и реабилитационная база.

В группе для самых маленьких «Гнездышко» _ дети до трех лет. По словам Елены Барило, сюда каждый день на несколько часов приходят дети с родителями. Специалисты работают с малышами, не забывая о взрослых: учат их принимать своих детей такими, какие они есть, радоваться каждому совместному достижению. На самом видном месте _ лесенка успеха, где родители фиксируют такие важные для ребят события. Выделяется цветной стикер, на котором выведено «Артем смог САМ взять ложку»…

_ Среди наших работников нет случайных людей, _ убеждена Елена Михайловна. _ Специалисты либо остаются на много лет, либо не выдерживают и уходят. Наших детей нужно полюбить всем сердцем, это должно быть призванием.

И правда прогуливаясь по коррекционному центру, не перестаешь удивляться, с каким искусством и любовью оформлено буквально все _ от коридоров и комнат ожидания для родителей до классов для занятий. А чего стоит сенсорная комната, где с детьми занимаются психологи! Море различных светоустановок превращает помещение в волшебный мир, где ребята с удовольствием могут находиться часами. Или комната социально-бытовой адаптации, а по сути, точная копия обычной кухни. Здесь дети постарше учатся азам приготовления пищи, собираются вместе за праздничным сладким столом и отмечают дни рождения.

Классы и группы дошкольников небольшие _ 5-6 человек, дети находятся в центре пять дней в неделю по 10,5 часов. Ребята разновозрастные, и особый подход необходим буквально к каждому. Ведь для большинства даже сидеть на стуле или принимать пищу _ серьезная проблема.

В классе «Солнышко» нас с директором встретили дружно. В это время дети занимались рисованием вместе с воспитателем и его помощником. Но как только увидели нового человека, ребята оживились. Кто-то подошел поздороваться и пожать руку, кто-то с места, как умеет, поприветствовал гостя, а кто-то по-своему запереживал.

_ Вы не беспокойтесь, _ улыбнулась мне воспитатель Алеся Вишнякова, посвятившая работе в центре 12 лет. _ Наши детки добрые и очень общительные, им надо к вам привыкнуть.

_ Как вы каждый день выдерживаете такое сложное общение? _ выйдя за дверь, поинтересовался я.

_ Обычная работа, _ считает педагог. _ Ко всему привыкаешь и принимаешь детей такими, какие они есть, а главное, учишь этому их родителей. Они все равно просто дети, и многие, к сожалению, останутся такими на всю жизнь.

По словам Алеси Вишняковой, воспитанникам очень нравится любая деятельность, особенно изготовление различных поделок. Дети спешат подарить их своим родителям. Только взрослые почему-то плачут…

В другой класс мы входим осторожнее. Здесь есть дети-аутисты, для которых присутствие постороннего человека уже большой стресс. В классе для них даже есть уголок уединения с подушками на полу, закрывающийся плотной шторой. Захотят побыть одни _ пожалуйста. Класс посещают двое детей-колясочников. Для них установлен вертикализатор, который используют для придания телу вертикального положения и отдыха от инвалидного кресла. Немалая нагрузка при этом ложится на плечи женщин-педагогов, которые буквально носят детей на руках. В том числе и по лестнице на второй этаж в музыкальный зал. Из-за типового проекта здания лестницы слишком крутые, и установить подъемник не удалось.

Также мы побывали в зале ЛФК, оборудованном современными тренажерами. Здесь инструктор занималась с девочкой лет десяти, страдающей ДЦП. Мы наблюдали со стороны, чтобы не мешать. Каким счастьем светилось лицо малышки, когда у нее получилось самостоятельно сделать три неловких шага…

Есть в центре кабинет массажа, музыкальный зал, кухня, учебно-методический кабинет и многое другое. Недавно благодаря финансовой поддержке ОАО «Банк развития Республики Беларусь» даже появился специальный автобус на десять мест для людей с ограниченными возможностями.

Моя экскурсия закончилась в классе «Лучики». Вместе с воспитателем Ладой Грибовой одна из учениц играла в необычную настольную игру. На специальном деревянном креплении в несколько рядов висели разноцветные прищепки. С ними девочка выполняла специальные упражнения. Оказалось, что развивающую игру разработала сама Лада Ярославовна, а ее муж с помощью молотка и веревочек воплотил идею в жизнь. Вот такие здесь творческие люди. Лада Грибова пришла в центр волонтёром и задержалась на 7 лет.

_ Любой труд сложен по-своему, _ рассуждает она. _ И моя работа непростая, но я ее люблю, как и ребят, которых мы учим. Просто надо относиться к ним, как к обычным детям и они воздадут сторицей. Вообще когда видишь горе каждый день, собственные мелкие проблемы воспринимаются по-другому. Начинаешь больше ценить жизнь и здоровье близких.

В завершение нельзя не вспомнить о родителях. По словам директора центра Елены Барило, это самые сильные люди, которых ей приходилось встречать в жизни.

_ Бог не дает человеку больше, чем он может выдержать, _ уверена она. _ Наши родители _ герои. И у каждой семьи своя история. Нельзя замыкаться в себе. Нужно общаться, встречаться, делиться достижениями детей, помогать, поддерживать друг друга. Потому что вместе мы все сможем.

Фото Александра КУТЫНКО