Корреспонденту «ВВ» не удалось поставить в тупик работников городской службы занятости населения, представившись запаховедом и ловцом муравьев.
Отчего такая несправедливость? Ответ лежит на поверхности: чем проще нанимателю найти необходимые кадры, тем ниже он предлагает зарплату (все равно кто-то согласится трудиться за эти деньги). Если же на определенную должность трудно подобрать человека, цена за такую «боевую единицу» будет назначена на порядок выше (чтобы конкуренты не переманили). В крупных компаниях есть даже специально обученные люди — «хэдхантеры» (в переводе с английского — «охотники за головами»), которые целенаправленно занимаются поиском лучших из лучших в нужной отрасли.
Безработный: каков он?
Однако не стоит забывать, что соотношение спроса и предложения — величина непостоянная. Сегодня не хватает одних специалистов, а завтра уже других. Остаться у разбитого корыта рискуют и выпускники вузов, и колледжей. Особенно если поступали с подачи родителей, а не по зову сердца.
Рынок труда диктует свои условия, на которые не в силе повлиять никакой диплом. Хотя родители правы: учиться нужно обязательно, потому что, имея лишь школьный аттестат, в жизни труднее добиться чего-либо. Это подтверждает и статистика.
— Из более чем 8270 безработных, зарегистрированных у нас на 1 ноября 2013 года, самая многочисленная группа — лица со средним образованием, — говорит начальник отдела рынка труда, организационно-кадровой и правовой работы управления по труду, занятости и социальной защите населения Витебского горисполкома Татьяна Степанова. — А вот других характеристик у типичного безработного, пожалуй, нет: женщин и мужчин на бирже труда примерно одинаково, их возраст самый разнообразный. Молодежи от 16 до 29 лет в общей массе всего одна треть.
Хотя есть еще одна специфическая черта: большинство людей (около 60%) были уволены с предыдущего места работы по собственному желанию или соглашению сторон. Следовательно, они разочаровались в выбранном жизненном пути. Не суть, что послужило причиной недовольства: зарплата, исполняемые обязанности, — главное, человек изначально принял неправильное решение, став, к примеру, инженером или учителем.
Не отчаивайтесь
Но стоит ли ставить на себе крест, если осознал, что ошибся в выборе профессии? Ни в коем случае. Всегда есть возможность сменить профиль и род деятельности. Кто ищет, тот всегда найдет. И рассчитывать в этом случае можно не только на свои силы, но и на поддержку государства. Городская служба занятости для этого, собственно, и существует. Корреспондент «ВВ», обратившись за помощью к специалистам этого ведомства, намеренно усложнил им задачу. Специально для тех, кто любит поплакаться: «Другим там помогут, но с моей квалификацией бесполезно становиться на учет».
— Здравствуйте, я хочу найти работу, но не знаю, сможете ли вы мне помочь, — обращаюсь к специалисту из службы занятости. — Дело в том, что я по образованию учитель, но по специальности не трудился, уехал в Арабские Эмираты, где прожил три года. Сейчас вернулся и ищу работу.
— И кем вы хотите устроиться в Беларуси?
— Сомневаюсь, что у вас есть подходящие вакансии… В ОАЭ у меня была довольно необычная профессия: запаховед и ловец муравьев.
— Вы серьезно? Тогда вам нужно будет пройти переобучение, чтобы найти работу в Витебске. Но сразу хочу предупредить, у нас в основном рабочие специальности. Если устраивает, то определяйтесь, кем будете…
Государство поможет
Одним словом, при желании даже обладатель редкой профессии может стать востребованным на городском рынке труда. В этом ему поможет государство, причем безвозмездно.
— Если нет подходящих вакансий, кандидату предложат сменить квалификацию на более актуальную в текущий момент: бесплатно направят в соответствующие учебные заведения (свыше 50 специальностей) или предоставят первоначальный капитал для открытия собственного дела (11 бюджетов прожиточного минимума), — уточняет Татьяна Степанова. — В предусмотренных законом случаях пока безработный будет становиться на ноги, ему окажут финансовую поддержку, пусть и небольшую. Хочется больше — пожалуйста, зарабатывай на общественных работах, которых особенно много в весенний и осенний период.
Однако вечно нянчиться никто ни с кем не станет. Иждивенцу, не стремящемуся перепрофилироваться и найти место, долго существовать за счет налогоплательщиков не удастся: за годы деятельности для этого была выработана четкая система мер.
Итак, при возникновении сложностей любой витеблянин может рассчитывать, что благодаря городской службе занятости населения он станет востребованным на рынке труда, и наниматели с радостью возьмут его на работу.