Автор: . Дата создания:

Мошенники становятся все более изощренными. По-прежнему чаще всего попытка обработки потенциальной жертвы начинается со звонка по городскому (мобильному) телефону, либо же через интернет-мессенджер.

Вишинг

– В большинстве случаев мошенники выдают себя за сотрудников правоохранительных органов, банковской сферы и других государственных организаций, предприятий, – рассказывает начальник отдела прокуратуры Витебской области Василий Парусов. – Звонят через Тelegram, WhatsApp, Viber. Также могут использовать стационарную телефонную и мобильную связь, представляясь сотрудниками мобильного оператора,  работниками коммунальных служб РУП «Витебскэнерго», УП «Витебскводоканал», УП «Витебскоблгаз», РУП «Белтелеком».

По словам собеседника, звонят преступники обычно под предлогом продления договора/замены счетчиков или срока действия сим-карты/тарифа предлагают установить поддельное приложение. Для этого в том же мессенджере направляют файл в формате *.арк.

Если пользователь запустил файл, то установится фейковое приложение, которое дает мошенникам доступ к данным на устройстве: логинам/паролям, кодам из смс, фото и сообщениям, и другой информации, а также оформить онлайн-кредит на пользователя и похитить деньги.

Часто киберпреступники работают в паре: один представляется сотрудником коммунальной службы, другой – правоохранительных органов или банка, убеждая жертву, что ее данные скомпрометированы, и для «спасения» средств или разоблачения недобросовестных сотрудников банковской сферы, необходимо оформить кредит или перевести деньги на «защищенный счет».

– В районный отдел внутренних дел обратилась работница учреждения образования, сообщившая, что ей по Viber позвонил незнакомец, – приводит пример начальник отдела прокуратуры Витебской области. – Мужчина представился сотрудником телефонной компании и сказал, что на счет поступили денежные средства от четырех лиц в размере 69 тысяч рублей, которые потом со счета были переведены куда-то на Украину. Затем прислал фотоснимок с какими-то переводами. Далее мужчина сказал, что свяжет с капитаном финансовой милиции управления ГК. Сотрудник из «финансовой милиции» стал интересоваться кредитной историей, сообщил, что на женщину оформлены кредиты и для того, чтобы аннулировать уже оформленные кредиты, а также изобличить недобросовестных сотрудников банка, необходимо оформить новые и перевести деньги на указанный счет.

Поддавшись давлению злоумышленников, женщина обратилась в отделение банка «Беларусбанк», где оформила заявку на получение потребительского кредита на сумму 12600 рублей. Однако осознав, что общалась с мошенниками, жительница Витебской области не перевела денежные средства.

Фейк-босс 

Мошенники продолжают использовать схему «фейк-босс». Для совершения преступлений изучают свою жертву, собирают в интернете сведения о ней и ее интересах, окружении и прочем. Имея образец голоса или фото знакомых, могут создавать фейковые текстовые или видеосообщения.

– Как правило, жертве пишет или звонит руководитель и сообщает, что в отношении сотрудников или организации проводится проверка, – рассказывает представитель надзорного ведомства.– Задача «фейк-босса» заранее обеспечить нужный психологический эффект для последующего контакта с мошенником, который позвонит позднее и представится сотрудником правоохранительных органов.

Например, потерпевшим от такой схемы мошенничества стал житель Полоцка.

– В Telegram мужчина получил сообщение от якобы руководителя о том, что в организации проводится внеплановая проверка, в ходе которой выявлено, что кто-то из сотрудников продаёт личные данные работников и, что с ним свяжется проверяющий, – рассказывает Василий Парусов. – Через некоторое время с потерпевшим связался «сотрудник КГБ», который сообщил, что с лицевого счета мужчины в другие страны были переведены денежные средства, а также сбросил ссылку Национального банка, чтобы проверить вышеуказанную информацию. Затем позвонила «сотрудница Нацбанка», которая сообщила, что на потерпевшего оформлены кредиты во всех банках Полоцка. И, чтобы их погасить и изобличить «недобросовестных» работников банка, которые могут быть причастны к мошенническим схемам, необходимо взять новые кредиты. Всего полочанин перевел мошенникам более 37 тысяч рублей.

Интернет-торговля

Набирает популярность еще одна схема – фиктивный возврат потерянных денег. Мошенники выходят на связь с потерпевшими, которые ранее стали жертвами аферистов. Обещают им помочь вернуть украденные средства. При этом преступники позиционируют себя «юристами», «департаментом по возврату инвестиций».

Также одним из самых распространенных способов совершения мошенничеств в интернете является online-торговля, на интернет-площадках и в группах в социальных сетях. В частности, в «Инстаграме», «ВКонтакте», «Телеграме», на «Куфаре» и т.д. Чтобы обмануть покупателей и продавцов, мошенники создают поддельные сайты, предлагая товары по слишком низким ценам, используя фальшивые отзывы для повышения доверия.

Граждане, заинтересовавшиеся объявлениями о продаже товаров по низким ценам, теряют бдительность, вступают в переписку со злоумышленниками, которые представляются продавцами Интернет-магазинов. В ходе переписки, желая получить товар по выгодной цене в кратчайшие сроки, доверчивые граждане, никак не убеждаясь в добропорядочности продавца, переводят деньги на указанные им счета. После этого злоумышленники завладевают этими денежными средствами, прекращают общение с покупателем, товар не высылают.

Как не стать жертвой преступников?

Запомните следующие правила:

– если незнакомый заводит беседу про ваши деньги, прекратите разговор;

– не доверяйте незнакомым и не выполняйте то, о чем они просят, даже если обещают помощь в сохранении денежных средств;

– не устанавливайте непроверенные программы на свои электронные устройства по указанию незнакомых;

– при совершении покупок в сети Интернет производите оплату только после получения товара и проверки его состояния;

– не забывайте, что мошенники могут представляться вымышленными данными, использовать для подтверждения личности фотографии чужих паспортов, чужие аккаунты в соцсетях, чужие абонентские номера.

– не доверяйте красивому оформлению сайта или страницы Интернет-магазина, комментариям пользователей. На сегодняшний день создать сайт с любой информацией не составляет труда. Отличить добросовестных продавцов от мошенников стало невозможно, наилучший способ общения – личная встреча с продавцом, осмотр товара на месте;

– покупайте товары в проверенных магазинах, либо перед покупкой проверяйте их посредством мониторинга в сети Интернет;

– не попадайтесь на уловки мошенников, обещающих Вам продать товар по низкой цене, какими бы выгодными не были условия сделки;

– сотрудники правоохранительных органов и работники банков не звонят в мессенджерах и не просят оформить кредит или оказать содействие в поимке злоумышленников, а также не предлагают застраховать и обезопасить денежные средства;

– обращайте внимание на абонентские номера, с которых вам звонят в мессенджерах, чаще всего абонентские номера, с которых звонят злоумышленники, принадлежат иностранным государствам;

– не переводите деньги на «защищенный счет»;

– не сообщайте неизвестным лицам свои персональные данные, реквизиты банковских карт, SMS-коды;

– не переходите по ссылкам от неизвестных пользователей;

– при поступлении подобных звонков немедленно прекратите разговор и сообщите о произошедшем в милицию.