Автор: . Дата создания:

У каждой женщины, как сказала когда-то непревзойденная Коко Шанель, должно быть идеально сидящее на ней маленькое черное платье. У меня оно красное. Покупала для торжества, но с расчетом, что потом оно не раз пригодится, особенно для того, чтобы покорять мужские сердца алым нарядом (шутка!). Однако запал тореадора испарился после корпоратива: с моим изумительным облачением приключилась, по женским меркам, катастрофа – жирное пятно! При покупке в магазине меня предупреждали: не стирать в машинке и даже вручную. Только сухая чистка!

Аппаратчик химической чистки ОАО «Объединение «Лотос» Наталья Сильченко: позаботьтесь о шубе летом.

В кино и наяву

Если честно, химчистки и прачечные видела лишь в художественных фильмах. Эпичная фраза «С бумагой в стране напряженка» из киноленты «Москва слезам не верит» и предшествующая ей сцена – вот и все, с чем у меня до сих пор ассоциировался этот вид услуг. Изучая в интернете предложения и перечень услуг учреждений данного сегмента, зашла в тупик: их достаточно много, но поди разбери, к кому лучше обратиться. Даже хвалебные отзывы заказчиков порой перекрываются отрицательными. Какие вообще есть услуги? Какие цены? А если испортят платье, то что мне делать и куда идти?

Согласно «Реестру бытовых услуг Республики Беларусь» на Витебщине функционируют 29 субъектов хозяйствования, оказывающих услуги по стирке, в том числе чистке подушек. Как сообщила главный специалист главного управления торговли и услуг облисполкома Ольга Рябинова, в основном это предприятия коммунальной формы собственности, но есть и индивидуальные предприниматели. Однако частников, принимающих заказы от населения, нет. Есть клининговые компании и те, что работают с юридическими лицами. Следовательно, рядовым гражданам остаются витебское ОАО «Объединение «Лотос», ОАО «Полоцкбыт» и «Новополоцкбыт», КУП БОН Оршанского райисполкома. В населенные пункты, где отсутствуют стационарные объекты данного профиля, организовано выездное обслуживание населения, «Объединение «Лотос» каждую неделю оповещает об этом через районные газеты и собирает заказы.

И вот со своей бедой – пятном на платье – я отправилась в ближайшую к дому химчистку «Лотоса» (а в областном центре их несколько).

«Как-то по-другому все это себе представляла», – подумала я, входя в здание. Киношный образ огромного зала и очередей с полковниками, пришедшими за костюмами, растаял словно дым. Современный интерьер, со вкусом оформленное место приемщика, приветливые работники. Начальник производства предприятия Елена Кузьмина сразу успокоила: загрязнение с платья можно вывести без проблем, и я правильно сделала, что не попыталась удалить его самостоятельно: в домашних условиях при воздействии на ткань химическими реагентами по незнанию можно вытравить цвет – то есть уничтожить его, оставив на изделии белое или желтое пятно, с которым потом в химчистке ничего не смогут поделать.

Эх, гардероб маловат!

Итак, химчистка сегодня – это современное оборудование, отлично зарекомендовавшие себя в деле моющие препараты, высококвалифицированные специалисты. И услуги не только по чистке одежды и выведению пятен. Вам помогут привести в порядок подушки, ковры и даже автомобильные кресла.

Помню, моя бабушка когда-то сама пыталась чистить подушки, промывала перья, потом сушила. И показывала, какая черная вода оставалась после мытья. Впечатлений хватило на всю жизнь. А специалисты рекомендуют проводить такую процедуру как минимум раз в год. Елена Кузьмина поведала, как это делают на профессиональном уровне. В специальную машину высыпается перо только из одной подушки, где оно проходит бактерицидную обработку с применением ультрафиолетового излучения, пропаривается. Затем из наполнителя удаляется пыль, и он помещается в новую тканевую оболочку.

По ходу рассказа Елены Викторовны о современных услугах по чистке одежды я прикидывала, что из личных вещей еще можно спасти. Покрасить кожаные сапоги – как раз мои рыженькие пообтерлись – получится раз в пять дешевле покупки новых. Почистить рюкзак для фотоаппарата – давно он у меня, огонь и воду вместе прошли, теперь дело за химчисткой. И знакомой обязательно подсказать, что ее кожаное полупальто не надо выбрасывать, можно покрасить, выгода по сравнению с приобретением нового – десятикратная.

Вот кстати вспомнила, как однажды пыталась обновить кожаную куртку специальной краской из баллончика. Перемазалась вся с ног до головы, надышалась вредным аэрозолем, но одежду не спасла, пришлось отвозить на дачу. Поинтересовалась у Елены Кузьминой, как этот процесс проходит в химчистке. Оказывается, для начала изделие нужно обезжирить, как следует почистить, высушить, покрасить и снова дать обсохнуть. Таким образом срок носки той же куртки можно продлить на несколько сезонов.

Аккуратнее носить надо

«Это пятно не отстирывается», – сейчас такой фразы от работника химчистки не услышишь. Профессионалы могут удалить практически все пятна, кроме следов от клея «Момента» (он оставляет на ткани ожог) и монтажной строительной пены. Даже краску можно вывести, хоть и придется потрудиться.

К сожалению, некоторые производители недобросовестно маркируют изделия. Например, рекомендация на этикетке блузки «химическая чистка» не всегда верна, и если ей следовать, то могут появиться невыводимые пятна от, казалось бы, тоненького канта, сделанного из другой ткани. В этом случае специалисты применяют аквачистку, которая оказывает минимальное воздействие на ткань и буквально спасает изделие. Также не следует замачивать белье, предназначенное для ручной стирки. Лично у меня была похожая беда с некогда любимыми белыми брюками: после замачивания вокруг металлических клепок на ткани выступили пятна ржавчины. Если бы я тогда знала, что в химчистке их можно без труда удалить, то брюки не превратились бы легким движением ножниц в элегантные шорты.

И без складок

Не знаю, как вы, а я из всей домашней работы с детства ненавижу глажку одежды. Оказалось, в Витебске есть прачечные, куда приносишь девять килограммов грязного белья, его стирают в отдельной машине, сушат, гладят – и ты забираешь его в лучшем виде даже в тот же день, если пожелаешь. Этой услугой стало пользоваться все больше людей, особенно после повышения тарифов на воду. Также наплыв заказов приходится на лето. Вероятно, люди больше времени хотят проводить на лоне природы, чем за домашними хлопотами.

Я прав или не прав?

Что же касается беспокойства по поводу качества выполнения работы, то мои волнения были напрасны. Как рассказала Елена Викторовна, в первую очередь приемщик осматривает изделие, описывает его состояние, оговаривает все условия и риски и только потом оформляет заказ. Если же после получения изделия из химчистки у заказчика есть претензии к результату, он может изложить свои жалобы исполнителю. В случае возникновения спорной ситуации в наличии недостатков в работе и причинах их возникновения поможет разобраться экспертиза, но, как показывает практика, к ней прибегают редко.

P. S. Знакомством с современной химчисткой лично я осталась очень довольна. Теперь мое маленькое красное платье как новенькое – без единого пятнышка.

Ася СМЕХОВА, фото Дмитрия ОСИПОВА.