На сегодняшний день ВГУ им. П. Машерова занимает 10-ю позицию среди высших учебных заведений республики в мировом рейтинге «Webometrics», который анализирует представленность вуза в интернет-пространстве и позволяет оценить научно-исследовательские достижения университета через сравнение их сайтов.
Немногим более года назад коллектив с богатыми и устоявшимися десятилетиями традициями возглавил кандидат юридических наук, доцент Алексей Егоров. Это тот отрезок времени, когда можно подвести первые итоги.
- Известно, что успех любого коллектива зависит от людей, работающих в нем. Можно ли сказать, что вам уже удалось создать команду единомышленников?
- Динамика нашего времени, все нарастающая сложность задач, решаемых коллективом, способствовали формированию сплоченной команды, у которой одна цель - готовить высокопрофессиональные кадры. Это позволило в 2015 году успешно пройти инспекционный контроль по системе менеджмента качества на соответствие требованиям стандарта СТБ ISO 9001-2009 в национальной системе и DIN EN ISO 9001:2008 в немецкой системе аккредитации и повторный сертификационный аудит по системе управления охраной труда на соответствие требованиям СТБ 18001-2009.
Мы также интенсивно развиваем систему деятельности по переподготовке и повышению квалификации своих преподавателей и сотрудников. Только за последний год на базе университета организована переподготовка кадров по специальностям «Экономическая теория» (Республиканским институтом высшей школы), «Педагогическая деятельность специалистов» (Белорусским государственным университетом им. М. Танка), а также завершена переподготовка по специальности «Менеджмент в сфере профессионального образования». Всего в течение года повышение квалификации прошли 21,2% профессорско-преподавательского состава и сотрудников вуза.
На сегодняшний день 47% профессорско-преподавательского состава имеют ученые степени и звания. В университете работают на постоянной основе 17 докторов наук, 205 кандидатов наук, 19 профессоров, 188 доцентов. Деканами факультетов, заведующими кафедр являются профессионалы, педагоги от Бога, преданные своему делу люди.
- Все ли сделано в вопросе оптимизации кадров?
- В прошлом году в целях повышения качества учебного процесса были объединены физический и математический факультеты, факультет белорусской филологии и культуры с филологическим факультетом. Также реорганизация коснулась и некоторых других подразделений, согласно плану, утвержденному Министерством образования, сокращено более 10 ставок служащих.
- Алексей Владимирович, сохранение преемственности поколений - одна из важнейших задач любого коллектива. Как ведется подготовка научных и преподавательских кадров, кто завтра встанет за кафедру?
- Университет является одним из крупнейших образовательных и научных центров республики, в нем готовят специалистов высокого уровня по различным направлениям. На примере многих сегодняшних сотрудников университета отчетливо прослеживается принцип преемственности и верности традициям. В прошлом студенты университета, нынче они профессора и доценты своей альма-матер. Налицо работа слаженного механизма образовательного процесса: студент – аспирант – кандидат наук, а потом и доктор.
В настоящее время аспирантура осуществляет подготовку 70 научных работников высшей квалификации по 19 научным специальностям. Многие ее выпускники успешно защищаются. В их числе есть и иностранные граждане, в частности, представители КНР. В свою очередь отдельные сотрудники университета проходят обучение в аспирантуре и докторантуре иных учреждений Республики Беларусь и Российской Федерации.
При университете действует совет по защите кандидатских диссертаций по трем научным специальностям. Есть все предпосылки для открытия еще одного – по истории. В ближайшее время планируется открытие докторантуры по педагогическим и историческим наукам.
С оптимизмом позволяет смотреть в будущее и позитивная динамика защиты своих работ аспирантами и сотрудниками университета. В прошлом году защищены докторская и 8 кандидатских диссертаций, 8 преподавателей получили звание доцента.
- Что еще способствует этому важному процессу?
- Сегодня в ВГУ насчитывается 8 научно-педагогических школ, выходят 4 научно-практических периодических издания, из них два журнала и сборник научных трудов включены в перечень изданий ВАК Беларуси. В ближайшее время планируется выпуск нового научно-практического журнала «Право. Психология. Экономика». Это позволит еще более консолидировать научный потенциал сотрудников университета.
Отдельно хотелось бы сказать несколько слов о научной библиотеке. В Витебске она единственная, где создан институциональный репозиторий открытого доступа (электронная библиотека ВГУ им. П. Машерова), в котором размещены полные публикации наших сотрудников, оцифрованные издания из редкого фонда библиотеки. Кроме того, она располагает богатым книжным фондом, базами данных электронных ресурсов, как собственной генерации, так и приобретенными.
- Ровно двадцать лет назад Витебский государственный педагогический институт им. С. Кирова был преобразован в Витебский госуниверситет. Все ли удалось сделать, чтобы он стал классического типа?
- Университет успешно выполняет определяющую роль в обеспечении витебского региона кадрами, как в педагогике, так и в других областях - юриспруденции, IT-технологиях, социальной сфере, культуре. Выпускники нашего вуза всегда востребованы на рынке труда. Так, в 2014-м первым рабочим местом обеспечены 100% выпускников бюджетной формы обучения, а также платной формы обучения с их согласия. В текущем учебном году заказ на подготовку кадров от организаций - 846 человек. На основании этих данных и сформированы контрольные цифры приема. Самые популярные среди абитуриентов специальности - «Физическая культура», «Романо-германская филология», «Правоведение» и «Прикладная информатика».
В 2015 году будет проведен набор на новые специальности: «Программное обеспечение информационных технологий», «Музыкальное искусство, ритмика и хореография» на заочной форме получения образования и возобновлен набор на специальность «Экономическое право».
- Сегодня много говорят о переизбытке кадров с высшим образованием. Хотелось бы услышать ваше мнение на этот счет.
- Совместно с управлением образования облисполкома реализуется перспективный план подготовки специалистов на 2012-2024 гг. Наших выпускников в любое время готовы принять на работу по таким специальностям, как «Математика. Информатика», «Прикладная математика (научно-педагогическая деятельность)», «Прикладная математика (научно-производственная деятельность)», «Программное обеспечение информационных технологий», «Прикладная информатика», «Романо-германская филология», «Дошкольное образование», «Начальное образование», «Биология и химия».
- Подготовка высокопрофессионального специалиста требует постоянного совершенствования учебно-материальной базы. Что делается в этом направлении?
- В структуру университета входит также Оршанский и Полоцкий колледжи для подготовки специалистов со средним специальным образованием. Для обеспечения учебного процесса созданы и функционируют 17 компьютерных классов. Все рабочие места имеют выход в локальную сеть и Интернет. В учебных аудиториях установлено мультимедийное оборудование. Организован почтовый сервер для обмена электронной корреспонденцией. Оборудована видеостудия для создания учебных видеофильмов. Занятия проводятся в аудиториях, включая лаборатории компьютерных технологий, оснащенные при поддержке компаний-резидентов ПВТ, общеуниверситетских специализированных (компьютерных) классах, лингафонных кабинетах, физических учебных лабораториях.
В настоящее время оборудуется специализированная компьютерная лаборатория, оснащенная компьютерами производства компании «Apple». Там планируется проводить занятия по изучению специфики операционных систем MacOS и iOS и разработке программного обеспечения для них.
- Какие новые проекты в вопросе повышения качества обучения сегодня реализуются в университете?
- Активно используется виртуальная среда обучения на платформе Moodle, которая включает все дисциплины учебных планов. Преподавателями университета разработаны интерактивные лекции, задания по диагностике и формированию профессиональных умений и навыков. Все это позволило впервые осуществить в 2014 году обучение в заочной дистанционной форме получения образования на 1-й ступени по специальностям «Библиотечно-информационная деятельность (информатизация)», «Социальная работа (социально-экономическая деятельность)». В ВГУ внедрена модульно-рейтинговая система обучения и оценки успеваемости студентов.
На базе детских садов, школ, гимназий, центров развития ребенка, территориального центра социального обслуживания, школ искусств, предприятий и организаций Витебска и области университетом созданы и активно функционируют 15 учебно-научно-консультационных центров, 8 учебно-научно-производственных комплексов.
- Студент ВГУ им. П. Машерова – каким он должен быть в идеале?
- Прежде всего, мотивированным на будущую профессию, стремящимся к знаниям, инициативным, творческим, высоконравственным и культурным человеком, любящим свой университет, свою страну. С активной жизненной и гражданской позицией, конкурентоспособным на рынке труда специалистом.
- Спасибо за беседу.
Артур Матеюн, фото Антона Степанищева.