Автор: . Дата создания:

Выпускник поставской СШ №1 Эдгар Диль готовится поступать в Минский лингвогуманитарный колледж. Если все получится, как задумал, то переедет в столицу не один – с двумя питонами. Такое вот редкое хобби у этого молодого человека – террариумистика, то есть содержание змей в домашних условиях.

Интерес к рептилиям возник у Эдгара в детстве. Когда мальчик научился читать, ему на дни рождения стали дарить энциклопедические издания почему-то непременно о пресмыкающихся – от древних динозавров до современных крокодилов и змей. Неудивительно, что почерпнутые оттуда сведения захотелось проверить на практике. Однако лет в 10-11 школьник не решился спросить на это позволения у мамы – знал, что откажет. Будучи уже старшеклассником, Эдгар увидел телепрограмму о террариумистике. Полюбопытствовал в Интернете, как ею занимаются другие, с чего надо начинать. Примеры воодушевили. Жить с рептилиями под одной крышей родители категорически воспротивились, но он не сдался и однажды уговорил маму.

«А вдруг змеи – его призвание?» – предположила Алёна Здиславовна, когда-то выбравшая для себя тоже не очень распространенное увлечение – цирк. Оказалось, на всю жизнь.

– Моя мама вела в школе химию и биологию, и я готовилась поступать на специальность «Защита и охрана природы», но упражнения с хулахупом, воздушная гимнастика, трюки на трапеции, езда на моноциклах показались интереснее. Почти десять лет назад мы с мужем – учителем физкультуры, который неплохо освоил жонглирование, эквилибр на лестнице, клоунаду и гастролировал по Южной Корее, Тайваню, Испании, организовали при РДК цирковую студию «Каскад». (Правда, потом муж перешел в частный бизнес). В студии, ставшей образцовой, занимаются все трое наших детей. Марта, которая перешла в восьмой класс и, кроме того, учится играть на фортепьяно, катается на двухэтажных и маленьких моноциклах, четырехлетняя Вика прыгает со скакалкой. Эдгар выступал со своими рептилиями в цирковой сказке, – поведала при встрече его мама. Словом, поразмыслив над зигзагами собственной судьбы, Алёна и Валентин Диль решили не мешать сыну с его необычным хобби.

…Хотя змеи издревле считаются символом мудрости, опекунства домашнего очага, семьи и каждого человека, в Поставах их никто не держит. Поэтому сначала Эдгару довелось отыскать специалиста, который разводит змей в Минском зоопарке. Первую рептилию для домашнего террариума привез оттуда отец, ездивший в столицу по делам. Маисовый полоз из семейства ужеобразных, «шнурок» сантиметров 25. Ел он маленьких мышей-голышей, которых пришлось покупать. Вторым питомцем стал боа-констриктор, или удав обыкновенный. Тот гораздо крупнее маисового полоза: детенышем имел 70 мм в обхвате, питался взрослыми мышами, тоже привозимыми из столицы.

– Мне говорили, а не проще ли у бабушки в сарае наловить? Но бегающие на воле мыши могут оказаться переносчиками инфекции, а тут нужны здоровые, – объясняет Эдгар. – Корм хранится в специальной морозилке, разогревать его следует в теплой воде. Потом берешь пинцетом и поигрываешь перед змеей – та хватает пищу, обвивается вокруг нее кольцами…

Первый террариум Эдгар заказывал из стекла, а для второго отец переоборудовал антресоль от шкафа. Сейчас в семье Диль обитают два питона. Почти двухметровый тигровый, которого знатоки относят к пятерке самых крупных змей планеты. Неядовитый, сильный, на воле такой крайне редко нападает на людей, обожает плавать. Зовут Ники. А королевский питон длиной 80-90 см пока без клички. У любителей домашней экзотики это одна из самых популярных змей. У каждого питомца-«питонца» свой характер, но уживаются они нормально, поскольку происходят из одного семейства и не змеи-каннибалы, способные глотать себе подобных.

– Разводить их сложнее, потому что для этого требуются соответствующие условия, особенно для стимуляции спаривания. А так мне достаточно знать, в каком ареале обитает змея, чтобы обеспечить необходимую температуру в террариуме. При линьке желательно поднимать влажность воздуха, тогда старая кожа хорошо отслаивается. Ничего особенного нет, но все равно чувствуешь ответственность за тех, кого приручил. Наблюдать за рептилиями очень интересно. Они активны по ночам и утром реагируют на мою ходьбу, звуки, а днем просто лежат, изредка меняя позу, – рассказывает Эдгар.

Хозяина змеи определяют по его сердцебиению, то есть пульсу, и запаху. В незнакомых руках напрягаются, на «своих» – расслабленные.

– Ужалить может каждая змея, а эти выведены в неволе, с рождения приучены к человеку, вот и не агрессивны. Но если не ухаживать за ними, редко брать на руки, то одичают, возрастет риск при кормежке, когда змея, уловив запах мыши, становится охотником. Едят питоны довольно редко, несколько раз в месяц, – продолжает знакомство со своими подопечными Эдгар. – Летом почти каждый день вывожу на газон гулять. Ползают по траве, греются на солнышке, купаю их в ванне.

Соседи привыкли к экзотическому зрелищу. Не раз приносил старшеклассник питонов и на уроки, например, когда проходили материал о пресмыкающихся. Собиралась вся школа, сыпались вопросы. В рамках новогодних представлений домашний террариум Эдгара находился в фойе РДК, чтобы желающие могли увидеть его обитателей, сфотографироваться рядом с ними. Сестра Марта к увлечению брата относится нейтрально, а маленькая Вика «вечно ходит хвостиком» и просит дать подержать, погладить рептилий. Родители теперь знают, что дарить сыну на дни рождения. А есть ли у Эдгара змея-мечта?

– В природе существует немало видов с удивительным окрасом, есть и так называемые дизайнерские змеи, выведенные путем селекции. Они дорогие. Возможно, когда-нибудь заведу себе красивую рептилию. Сейчас надо продолжить учебу, поэтому коллекцию из 7 особей распродал, ведь с большим «зоопарком» в столицу не поедешь. Только двух любимцев-питонов очень хочу забрать с собой.

 

Фото Дмитрия Осипова.

На фото: Вика и Эдгар Диль с питонами.