Автор: . Дата создания:

 «Каждый обязан беречь и сохранять то, что оставлено нам в наследство», – убежден полочанин Николай Панкрат, создавший в своем доме единственный в Беларуси музей Ленина, который сегодня называется частным музейным комплексом «Смысл жизни».

Около 13 тысяч человек из 58 стран мира побывали у Николая Панкрата. Особенно много гостей в годовщину Октябрьской революции, положившей начало эпохе СССР, наиболее полно отраженной в музее.  Одни посетители плачут, другие поют советские песни. Не принимает Николай Глебович только ругательных высказываний. Не потому, что идеализирует недавний период истории или восхищается им. Просто требует уважения к прошлому, которое нельзя переписать, вырвав отдельные страницы.

Родом из СССР

– Я жил той жизнью  – как от нее отказаться? – говорит коллекционер.

Плакат со словами «Общество без прошлого, как человек без тени» висит на входе в первый зал музея, где отражен и личный жизненный путь владельца. Отдельные витрины посвящены его малой родине Дисне, Полоцку, Новополоцку, 37-й гвардейской стрелковой Речицкой дивизии, в которой служил Николай Панкрат.

Детские игрушки в экспозиции соседствуют с комсомольскими, партийными и воинскими атрибутами, государственная символика мирно уживается с исторической. Молчаливые свидетели времени способны многое рассказать о жизни людей своей эпохи. Вот кубок матроса, служившего на крейсере «Аврора», отрывной календарь с датой 7 ноября 1917 года, вот бюст Владимира Ленина, подаренный председателю Президиума Верховного Совета СССР Николаю Подгорному, деталь от трактора «Сталинец», плита с места гибели первого космонавта Юрия Гагарина. Старые номера советских газет, значки, вымпелы, медали, грамоты, открытки, книги…

 В целом более 50 тысяч экспонатов, которые Николай Панкрат собирал всю жизнь. Сначала для себя, потом захотел показать людям.

– Не собирал, а сохранял, – уточняет он. – Ведь большинство  вещей могли быть выброшены на свалку.

Благо Отечества – наше благо

В 2007-м, к 90-летию социалистической революции, была открыта экспозиция «Эпоха Ленина», объединившая сотни гипсовых, бронзовых,  чугунных изваяний вождя мирового пролетариата, а также скульптурные изображения Крупской, Маркса, Энгельса, Сталина, Дзержинского. Богатую пушкинскую коллекцию Николай Глебович поместил в отдельный зал, назвав его «А. С. Пушкин. Взгляд из прошлого».

Однажды музей посетили представители Подмосковья. Впечатлившись тем, что делает полочанин, пригласили его на День города Орехово-Зуево, основателем которого была династия промышленников и меценатов Морозовых.

Во время праздничных мероприятий Николаю Панкрату вручили Почетный знак имени Саввы Морозова. Так он стал первым иностранным гражданином, удостоенным этой награды, после чего посвятил знаменитому русскому предпринимателю и благотворителю отдельный уголок экспозиции «Благо Отечества – наше благо». «Исключительный человек по широте образования, по уму и прозорливости, даровитый русский делец с непомерной нравственной силищей», -- говорили о Савве Морозове его современники.

Музеи должны быть бесплатными

Всем трем частям домашнего музейного комплекса Николай Глебович дал символичное название «Смысл жизни». При желании можно было выделить и другие тематические залы: связанные с историей покорения космоса, развитием радиоприемников, творчеством Есенина и Высоцкого. Но в музейной части дома на площади 220 кв. м всем экспонатам не разместиться, а отдельное здание осталось недостроенным _ не хватило денег. Содержать экспозицию, созданную полностью за свои средства, пенсионеру трудно.

Николай Панкрат сам проводит экскурсии, поддерживает порядок. С посетителей денег принципиально не берет.  Поясняет, что музеи – это храмы памяти: все они должны быть бесплатными, чтобы люди больше туда ходили, лучше знали свою историю и культуру.

Кому все это нужно?

В последнее время Николай Глебович  все чаще задумывается о будущей судьбе музея. С горечью отмечает, что он никому не нужен. Не все понимают, почему хозяин так лелеет свое детище.

«Это для меня не слава, а рабство. Все время привязан, ни на рыбалку сходить, никуда не вырваться. У детей своя жизнь _ зачем оставлять им такую обузу? А на том свете сейфа у меня нет. Значит, надо определяться, искать варианты», _ рассуждает полочанин.

Частные лица из Российской Федерации не раз хотели купить  и вывезти коллекцию, предлагали разные суммы, в том числе полтора миллиона долларов. Николай Панкрат отказался. В принципе он уже не против продажи, но хочет, чтобы музей остался в Беларуси. Это достояние нашей страны, и лучше всего, если владеть им будет государство.

«Если общество возвращается памятью в прошлое, значит, идет оздоровление нации», – читаем на выходе из музея. Каждый желающий может поделиться впечатлениями уже в третьей по счету книге отзывов. «Большое спасибо за ваш труд. Вы хранитель времени, продолжайте заниматься этим благородным делом», – пишут посетители.

А вот мнение кандидата исторических наук, члена-корреспондента Академии российской словесности В. Алексеева: «Музей – уникальное собрание предметов культуры советского времени. Честью для Полоцка, Витебской области и Беларуси будет обеспечить сохранность коллекций Н. Панкрата, помочь владельцу создать каталог и ввести музейные предметы в научный оборот. Полагаю, что Н. Панкрат более чем достоин звания почетного гражданина Беларуси».

Фото Ларисы МАЛАШЕНИ