Автор: . Дата создания:

В горпоселке Сураж Витебского района второй месяц действует обновленный паром, который после реконструкции увеличил свои размеры в два раза. Он способен перевозить энергонасыщенные трактора в сцепке с различными агрегатами, зерноуборочные комбайны, груженые лесовозы. Корреспондент «ВВ» побывал на переправе.

Как сообщил заместитель председателя Витебского райисполкома Сергей Дмитриев, основная причина модернизации парома – возможность переправлять крупногабаритную технику. Ведь по обоим берегам Западной Двины находятся сельскохозяйственные филиалы ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика» и размещена производственная база Суражского лесхоза. С конца прошлой осени паром возводился на верфях речников Витебска и Речицы Гомельской области. В конце марта обе части были доставлены тралами на опорный пункт «Витебскводтранса» в Лущихе на Западной Двине. В стыковке понтонов участвовали специалисты Пинского судоремонтного завода. Затем паром с помощью буксира преодолел 30 км до Суража. После наладочных работ движение на переправе открылось в начале мая, и теперь для переброски крупногабаритной техники не нужно делать крюк почти в 100 км.

Из истории 

Как рассказал председатель Суражского сельсовета Александр Велитченко, паромная переправа появилась в горпоселке (тогда имевшем статус райцентра) сразу после войны. В движение он приводился с помощью ручной тяги – то есть паромщик натягивал трос деревянным рычагом, постепенно переставляя его. Работа была не из легких, и пока дойдешь от припортника (причала) к припортнику семь потов может истечь. Подобный способ практиковался до 1970-х, когда пришла механизация в виде тракторного мотора. К слову, во время войны немцы силами советских военнопленных построили в Сураже деревянный мост. Но вскоре партизаны его взорвали, не дав возможность долго использовать стратегическое сооружение.

Сейчас в Сураже проживает более 900 человек, десятая часть – на правом берегу. И если сходить в магазин они могут «не ступая в воду», то вся остальная социальная инфраструктура (сельсовет, почта, школа, банк) находится через реку. Поэтому без парома не обойтись. В летний период переправа служит и дачникам правобережья. Из Витебска в свои владения они предпочитают попадать с левого берега, потому что так короче добираться на автомобиле, чем через Тарасенки.

Без билета 

Переправа для всех – бесплатная. Работа начинается в 6.00 от левого берега, последний рейс с правого – в 22.30. За день паром переправляется туда-сюда восемнадцать раз. График сложен таким образом, чтобы люди не опоздали на автобусы Сураж – Витебск. Однако коррективы могут внести экстренные службы: скорая помощь, пожарные, милиция, аварийные газовщиков и электриков. Услышав сигнал, паромщики обязаны срочно переправить оперативные автомобили на нужный им берег, невзирая на то, где сами находятся. В судовом журнале ставится отметка для учета расхода топлива. Кстати, в ночное время паром работает в дежурном режиме опять же для экстренных служб.

По словам мастера Суражского участка «Витрайкомхоза» Олега Кулинчика, до противоположного берега при штиле и в зависимости от нагрузки паром идет около восьми минут. Сильный встречный ветер растягивает путешествие до 15 – 20 мин., так как у судна большая парусность. По паспорту паром может брать на борт 26 пассажиров. Для них предусмотрен навес, также на палубе уложены большие бруски, где можно присесть с соблюдением социальной дистанции. Имеется полный комплект средств спасения в виде кругов и жилетов. Водитель транспортного средства должен находиться в кабине – раньше бывали случаи, что машины скатывались с места.

Среди пассажиров парома корреспондент «ВВ» встретил директора Суражского лесхоза Николая Козлова. Он рассказал, что модернизированная переправа значительно улучшила логистику. На правом берегу находится цех деревообработки и стоянка лесовозов предприятия. Ближайшая автозаправка с той стороны только в Рубе, до которой около 50 км (на левой части горпоселка есть АЗС). Грузоподъемность парома позволяет напрямую перевозить лес в цех из Суражского и Бригитпольского лесничеств, а раньше приходилось делать крюк в 80 км.

Экипаж 

На пароме трудятся четыре смены, в каждой по мотористу и береговому рабочему. Самым опытным специалистом считается Александр Тишкин. В 1992 году он выучился на второго помощника капитана. Применял свои знания в службе, занимающейся установкой и обслуживанием водных и береговых знаков, которые помогают судоводителям правильно выбирать маршрут движения. Он вспоминает, что тогда приходилось ходить по Западной Двине до российского Велижа. Потом работал лесорубом, дорожником, десять лет назад вернулся на реку. Большую часть года Александр Тишкин управляет паромом из кабины установленного на нем трактора. А в период высокой воды весной и осенью пересаживается за штурвал катера «Титаник», предназначенного для перевозки десяти пассажиров. Это судно произведено в 1991-м в России, через год его доставили в Сураж. Местные коммунальщики, невзирая на предрассудки, назвали его так же, как и самый известный в мире корабль. Прошлая зима, так и не покрывшая реку льдом, позволила «Титанику» впервые в его истории практически без перерыва перевозить людей всю холодную часть года.

Старожилом на пароме считается и береговой рабочий Алексей Коптелов, который трудится на реке с 2004-го. В его обязанности входит включение гидравлики для поднятия аппарелей (платформ для подъема и спуска техники), очистка их от камней и все хозяйственные вопросы, в том числе и при необходимости протопка печи на судне. К слову, в холодную пору паромщики приглашают в свое служебное помещение погреться пассажиров преклонного возраста и детей.

Широка река 

После строительства плотины Витебской ГЭС Западная Двина в Сураже стала заметно полноводней и шире, чем в областном центре. Раньше летом дно просвечивалось, виден был каждый камушек. В некоторых местах смельчаки переходили реку, да и трактор переезжал, не замочив двигателя. Сейчас здесь глубина до 3 м.

Паром соединяет две суражские улицы – Комсомольскую и Котченко (Федор Котченко – уроженец деревни Смаково бывшего Суражского района, участник партизанского движения на Гомельщине, Герой Советского Союза). В прошлом году иногда на переправе образовывалась очередь, приходилось вводить дополнительные рейсы. Нынче увеличенные в два раза мощности парома должны помочь избежать неудобств.

Длина нынешней передвижной переправы 47 м, ширина — 23 м, грузоподъемность — 120 т. Проект финансировался за счет бюджетных средств, его общая стоимость около 1 млн руб.

Фото автора.