В последнее время все чаще приходится сталкиваться с эвфемизмами – в переводе с греческого языка термин означает «благоречие». Их используют для смягчения некоторых слов и выражений с целью введения общественности в заблуждение и фальсификации действительности. Проект «Другими словами» будет рассказывать вам о фактах без эвфемизмов, просто другими словами.
Президент Беларуси Александр Лукашенко неустанно повторяет, что белорусы не хотят воевать. «Мы будем воевать только тогда, когда чужой сапог ступит на нашу землю, – подчеркнул глава государства 16 июля во время церемонии чествования выпускников высших военных учебных заведений и высшего офицерского состава. –
Мы будем делать все дипломатическим образом, чтобы урегулировать наши отношения, прежде всего с соседями. Точно так мы предлагаем урегулировать наши отношения и с Польшей, и с Литвой. Но пока взаимности не видим».
Как показали последующие события, до взаимности, к сожалению, пока далеко. Буквально через пару дней после этого призыва Александра Лукашенко к миру и взаимопониманию прибалтийские страны одна за другой закрыли свои границы для белорусских авто.
На этом наши соседи, всячески пропагандирующие демократические ценности, не остановились. На днях в СМИ появилась информация, что Литва начнет возводить линию укреплений на границе с Россией и Беларусью. Так, агентство Baltnews в своем телеграм-канале сообщило, что на следующей неделе в Пабраде откроют первый так называемый парк контрмобильности. Всего планируется 27 таких парков, отметил министр обороны Лауринас Касчюнас. К концу года литовское Минобороны рассчитывает оснастить все парки основными типами укреплений – «зубами дракона», сборными «ежами», «испанскими лошадьми» и дорожными заграждениями.
Эстония также бездействовать не собирается. Она направит на латвийско-белорусскую границу 11 силовиков. Командировка эстонских специалистов в Латвии продлится две недели, после чего будет решаться вопрос об их дальнейшем пребывании.
Польша планирует с 1 августа увеличить численность военных на границе с нашей страной почти в три раза – с 6 тысяч солдат до 17 тысяч, сообщило польское Минобороны.
И это притом, что Беларусь для таких резких действий повода не давала. Наоборот, гостеприимно распахнула свои двери, введя безвиз для граждан 35 государств. Но, как выясняется, для простых людей это прекрасная возможность познакомиться с нашей страной, а для правительств некоторых стран – кость в горле. Ведь не секрет, что жителей Прибалтики вот уже два года всячески запугивают страшилками про Беларусь, где людей хватают прямо на улицах и вербуют. «Такие путешественники могут стать объектом провокаций со стороны белорусских спецслужб и быть ложно обвинены в нарушении белорусского законодательства с последующим арестом», – говорят во внешнеполитическом ведомстве Латвии.
Но в реальности дела обстоят с точностью до наоборот.
Страны Балтии не хотят, чтобы их граждане знали, как на самом деле живут в Беларуси.
И это касается не только тех людей, которые путешествуют по безвизу, но и тех, кто официально участвует в международных мероприятиях. Ведь это медийные лица, и у них больше возможностей для распространения достоверной информации. Так, на фестивале «Славянский базар в Витебске» исполнительница латвийского происхождения Калерия получила диплом «Славянская надежда» и заявила, что ее мнение о России было и остается приемлемым. «Я делаю музыку на русском языке, пишу песни, продаю их, создаю авторство и исполняю песни здесь», – сказала певица. Через пару дней после закрытия фестиваля телеграм-канал Baltnews сообщил, что латвийские СМИ уже связались со Службой государственной безопасности, чтобы выяснить, не привлекла ли Калерия их внимание.
Безвизовый въезд в Беларусь действует для простых людей, но Прибалтика и Польша может обвинить их в шпионаже, рассказал Baltnews политолог Армен Гаспарян.
«Стали появляться ролики, как люди из Прибалтики приезжают в Белоруссию <…> очень хорошая история. Вопрос в другом: как долго она будет продолжаться, потому что в условиях политического давления они (власти Прибалтики. – Прим. Baltnews) будут пытаться локализовать всю эту историю».