Если деньги вылетают в трубу
Обращение в редакцию побудило нас поинтересоваться, почему некоторые сельчане не согласны с тем, что жилищно-коммунальное хозяйство пытается экономить, и существует ли иное решение возникших проблем.
Тревожный сигнал
Конечно, такая перспектива пенсионера не обрадовала.
— Все дело в том, что мое жилье приватизировано. Тех, у кого государственные квартиры, «Витрайкомхоз» не отключает. Но у меня другого отопления нет, — рассказывал он корреспонденту «ВВ». — На кухне стоит старая плита, однако она уже разваливается, ей пользоваться нельзя. А если б она и топилась — пять комнат дома ей одной не обогреешь. Отремонтировать ее и поставить свой котел у меня нет денег. Я на пенсию живу, причем часть ее трачу на лекарства. Что мне делать?
В телефонном разговоре удалось выяснить, что история с отоплением началась все же не в октябре. Иван Адамович упомянул, что ранее ему была выделена в связи с предстоящим отключением горячего водоснабжения материальная помощь в размере 1 млн 200 тыс. рублей. Как пояснил мужчина, на эти деньги он купил дрова для бани, а теперь, мол, райисполком делает упор на то, что финансы пенсионер получил, а печь не переделал.
— Но котел стоит 6 млн, а не 1 млн 200 тыс., — вполне резонно заметил Иван Ковальчук. — И если уж дело в этих деньгах, я могу их вернуть. Пусть лучше отопление оставят!
Предыстория вопроса
К слову, подобная ситуация в Витебском районе не единична. Населенные пункты пустеют, встает вопрос об оптимизации их обслуживания и рациональном использовании средств. Руководствуясь Директивой Президента Республики Беларусь №3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства», райисполком в конце апреля 2014 года решил, что унитарному предприятию «Витрайкомхоз» следует «произвести отключение от централизованного горячего водоснабжения» ряда «одноквартирных и блокированных жилых домов» в агрогородке Зароново (Зароновский с/с), а также деревнях Автушково (Задубровский с/с), Луки (Летчанский с/с) и Комары (Новкинский с/с).
Коммунальники в итоге оставили за собой лишь отопление многоквартирных зданий. В том же Автушково для данных целей было решено вместо двух старых полностью самортизированных котлов установить новый, пеллетный, меньшей мощности. Обслуживать его смогут 1-2 человека, отметил Олег Гецман, а других работников котельной «Витрайкомхоз» переведет на иные участки, где нужны рабочие руки. Котел уже приобрели, его стоимость — порядка 40 млн рублей. За пару лет новое оборудование должно окупиться.
Чтобы остальные сельчане, живущие в домах усадебного типа, в результате не остались без тепла, они должны были до осени переделать свои печи, установить собственные котлы. Решение райисполкома от 25 апреля 2014 года предписывало «оказать помощь гражданам, дома которых находятся на балансе УП ЖКХ «Витрайкомхоз», в переводе жилых помещений на индивидуальное отопление».
От слов к делу
Людям отправили уведомления о предстоящем отключении. Тот же Иван Ковальчук получил на руки соответствующий документ еще в середине мая.
Некоторые граждане смирились с неизбежным и приобрели нужное оборудование, поэтому прихода зимы ждали спокойно. Но не у всех хватало денег на новый котел. Иван Адамович, к примеру, не имел возможности совершить покупку на несколько миллионов рублей. Поэтому обратился в Витебский райисполком, надеясь, что отключения удастся избежать.
Однако там пенсионеру предложили другой вариант: оказание целевой материальной помощи. Иван Ковальчук в сентябре собственноручно написал заявление в ТЦСОН Витебского района с просьбой выделить средства на покупку и установку отопительного котла. Мужчина получил тогда 1 млн 200 тыс. рублей. На тот момент в продаже были котлы стоимостью чуть более 2,5 млн. Понятно, что расходы матпомощь не покрывала. Но власти пообещали позже еще раз выделить деньги и надеялись, что пока решить проблему пенсионеру поможет его работающий сын.
Расчет оказался неверным. К ноябрю средства оказались потрачены на дрова, а система отопления в доме Ивана Адамовича не претерпела ни малейших изменений. Так что сообщение о грядущем отключении вынудило сельчанина искать правды в новых инстанциях — то есть в редакции «ВВ».
Есть ли выход?
Как бы ни сопротивлялся переменам Иван Ковальчук, они неизбежны. Хотя, на счастье пенсионера, и произойдут несколько позже намеченного срока. Ведь в Автушково требуется не только ввести в строй пеллетный котел, но и переделать систему холодного водоснабжения. Поскольку до начала отопительного сезона необходимые работы не произвели, райисполком и «Витрайкомхоз» решили до весны не отключать один из старых котлов, который продолжит давать тепло в три дома на улице Шмырева. Однако уже к лету 2015 года центрального отопления в жилище Ивана Адамовича не станет. И если он не хочет замерзнуть следующей зимой, придется до наступления холодов об этом позаботиться.
Учитывая, что пожилой человек не может взять кредит, имеет ограниченные доходы и серьезные проблемы со здоровьем, ему предложили такой вариант: предприятие ЖКХ само приобретет нужный котел и предоставит его пенсионеру в рассрочку на год или два. Ивану Ковальчуку пояснили, что для этого нужно написать соответствующее заявление на имя директора «Витрайкомхоза». А материальную помощь, выделенную по линии соцзащиты, можно будет потратить на переделку системы отопления в доме.
Перспективы
Как видим, стремление к экономии и рациональному использованию средств не всегда совпадает с интересами населения, порождая волну недовольства и клубок проблем. Существуют ли иные варианты решения задачи?
Видимо, да. Один из них, к примеру, предложили наши соседи-россияне. Экспериментальной площадкой стала Владимирская область. Там тоже остро стоит вопрос отопления небольших населенных пунктов. Старые котельные выработали свой ресурс, и деньги в прямом смысле вылетают в трубу, поскольку тепла теряется больше, чем поступает в дома и социальные объекты. Изменить ситуацию должен созданный несколько лет назад Владимирский биоэнергетический кластер. Он охватил полный цикл — от добычи торфа до производства тепла. Линии по выпуску торфобрикета и модульные котельные, использующие такое топливо, российские специалисты разрабатывают и строят сами.
Преимущества этих котельных не только в применении местного сырья и минимизации теплопотерь. Процесс полностью автоматизирован, поэтому для обслуживания объекта не нужны несколько кочегаров, достаточно одного оператора, который следит за процессом с помощью Интернета и SMS. Кроме того, строится модульная котельная под конкретный объект или населенный пункт, то есть изначально можно предусмотреть любую нужную мощность.
Испытания такого оборудования во Владимирской области прошли успешно, сейчас опыт перенимают другие регионы страны. Заинтересовались разработками россиян и белорусы. Вначале, как пояснил корреспонденту «ВВ» заместитель генерального директора государственного производственного объединения «Белтопгаз» Валерий Ковалев, был приобретен и введен в эксплуатацию завод из двух линий по производству торфобрикета в Лиде. Сейчас рассматривается возможность покупки и установки к 2016 году первой модульной котельной. К сожалению, тоже не на Витебщине — в поселке Большевик Гомельской области. Нам остается лишь надеяться, что инициатива «Белтопгаза» окажется успешной и в ближайшем будущем получит распространение в других регионах республики. И тогда стремление коммунальников экономить и желание населения получить тепло в дома перестанут противоречить друг другу и быть причиной конфликтов.
Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА.