Медиация станет одной из форм досудебного урегулирования конфликтов. Соответствующие изменения и дополнения вступят в силу с 1 июля. К примеру, суды и отделы ЗАГС при приеме заявления о расторжении брака будут разъяснять супругам право на добровольное урегулирование спора с участием медиатора.
В Витебской области с октября прошлого года реализуется экспериментальный проект по семейной медиации. В отделе ЗАГС администрации Октябрьского района Витебска медиаторы проводят информационные встречи с супругами, которые приходят сюда подать заявление на расторжение брака. Каждый нечетный вторник месяца с 18.00 до 20.00 бесплатный прием осуществляют медиаторы учебно-практического центра «Медиация и право» Белорусского республиканского союза юристов.
Медиация – один из методов взаимовыгодного разрешения конфликтов при содействии третьей незаинтересованной и независимой стороны.
Что это и зачем?
Что такое медиация, как она работает, рассказал Александр Осинский, медиатор, член Совета и тренер УПУ «Центр «Медиация и право», аспирант кафедры прикладной психологии ВГУ имени П.М. Машерова.
– Ко мне как психологу обращаются семейные пары, у которых случаются разногласия в отношениях, возникающие на различных этапах их совместной жизни. При этом все они говорят: «Не сошлись характерами». А, по сути, просто не умеют слышать друг друга и договариваться. Часто в таких ситуациях семейные пары не обращаются к психологу, а решают развестись, высказывая друг другу обиды и разочарования.
Когда люди приходят подать заявление на расторжение брака, они часто не задумываются о том, что придется разорвать или выстроить по-новому множество сформировавшихся взаимосвязей. К примеру, о том, что после развода дети должны общаться с обоими родителями, которые, да, перестали быть мужем и женой, но остались папой и мамой. К сожалению, отстаивая свои интересы, супруги часто используют детей для манипуляции друг другом, совершенно не думая о том, как при этом себя чувствуют их чада. При разводе родителей дети получают во много раз более сильную психологическую травму, чем их мама и папа.
В семейной медиации используется комплексный, экосистемный подход. Ведь на построение отношений в семье влияют дети, родственники, друзья, знакомые, школа, детсад, работа и т.д. Все эти факторы необходимо учитывать для успешного урегулирования конфликта.
В разрешении семейных разногласий часто применяется ко-медиация, как мы это сделали в Витебске, когда прием совместно ведут специалисты разных направлений, например, я и нотариус Наталья Царенко. К тому же в семейной медиации важен гендерный баланс, чтобы ни одна из сторон не чувствовала численного превосходства и не обвинила медиатора в пристрастности. К примеру, «Все мужики за мужиков!», или «Ну ты же мужик, ты же понимаешь, о чем я говорю». Поэтому стараемся вести приемы вдвоем.
Медиация, как альтернативный способ разрешения споров, сформировалась на стыке конфликтологии, психологии и юриспруденции. В процессе проведения медиации специалист старается помочь сторонам услышать друг друга, понять их собственные интересы и партнера, чтобы вместе в конструктивной обстановке найти выход из конфликтной ситуации и самостоятельно принять взаимовыгодное решение.
Может, сразу в суд?
– Когда сторонами вырабатывается медиативное соглашение, медиатор проверяет его на реалистичность. Например, супруг говорит, что будет встречаться с ребенком каждый четверг по утрам. Специалист уточняет, действительно ли отец сможет встречаться каждый раз, как он сказал. Оказывается, только когда не в командировке и не работает в первую смену. Значит, все-таки не каждый четверг и не всегда по утрам.
В процессе медиации и вопросы по разделу имущества решаются по взаимному согласию.
В медиативном соглашении учитываются все тонкости, которые стороны осознают, проговаривая это, благодаря наводящим вопросам медиатора. Этот договор, как правило, исполняется потому, что человек принимает решение без давления, самостоятельно и оно выгодно обеим сторонам. Когда после семейной медиации пара идет в суд, поскольку имеет общего несовершеннолетнего ребенка, у нее уже есть готовое соглашение, выгодное и справедливое для всех. И тогда достаточно одного судебного заседания, чтобы развестись без проволочек и лишних финансовых издержек.
При обращении в суд, минуя медиатора, как правило, стороны приходят в состоянии конфликта, и за одно судебное заседание не всегда могут решить все возникающие вопросы. Поэтому часто бывает – сначала развод, потом второй суд – раздел имущества, споры о ребенке – еще один суд.
Судья вынесет юридически справедливое решение, но не факт, что оно будет приемлемым для обеих сторон. К примеру, суд при разделе имущества по букве закона может выделить сторонам столько-то долей квартиры, машины. И делай потом с этими долями что хочешь. Также если отец сказал в суде, что будет встречаться с ребенком по четвергам с утра, то обязан это исполнить, какие бы независящие от него причины этому не препятствовали.
Как это работает в школе?
Медиаторы помогают уладить не только семейные противоречия. Они приходят на помощь при решении трудовых и юридических конфликтов, в бизнесе, здравоохранении, торговле, с соседями, в учебных заведениях и так далее.
– Четыре школы области – №31 Витебска, №1 Сенно, №2 Полоцка, №15 Новополоцка – участвуют в инновационном проекте по развитию школьной медиации, – продолжил Александр Осинский.
Участниками конфликтов и споров в школе могут быть как отдельно взятые ученики, учителя, родители, представители администрации, так и сформировавшиеся из них группы.
В школьной медиации важно разобрать не только саму конфликтную ситуацию, но и предпосылки к совершению ребенком проступка, а не заклеймить его. В связи с тем, что часто начало детских конфликтов скрыто от взрослых, учителя или родители не могут своевременно предотвратить их.
В силу возрастных психологических особенностей дети не всегда могут предвидеть последствия своих поступков. По этой причине началось формирование школьных служб медиации. Дети-медиаторы хоть и контролируются взрослыми, конфликты в своей среде разрешают великолепно.
Как показал опыт школ Минска и Гродно, где уже работают такие службы, отношения между учениками улучшились, уменьшилось количество конфликтных ситуаций и проступков.
Сегодня ведется подготовка школьных медиаторов разных уровней – школьников, педагогов, родителей, администрации. Они могут регулировать споры внутри школы. За каждым учреждением образования закреплен внешний медиатор-куратор, который консультирует школьных медиаторов и помогает разрешать разногласия, которые могут выйти за стены школы.
Конфликты – это неизбежная часть человеческих отношений. Медиация позволяет справиться с ситуацией с максимальной выгодой для сторон при минимуме затрат.
На сайте Министерства юстиции есть список лиц, внесенных в Реестр медиаторов, с указанием их контактов.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.