Государство уделяет большое внимание созданию и развитию комфортной среды для лиц с ограниченными возможностями. Между тем остается еще много нерешенных проблем. Одна из них — это самостоятельное передвижение по городу.
Витебской области проживает порядка 55 тысяч людей с инвалидностью. Одни из них практически не выходят из дома, так как не могут без посторонней помощи передвигаться по улицам. Другие, наоборот, хотят вести активный образ жизни, быть полноценными членами общества. Например, витебчанин Илья Аксаметов, имея инвалидность, хоть и работает дистанционно в интернете, часто пользуется общественным транспортом. Мужчина живет в микрорайоне Билево и говорит, что особой проблемы выехать в центр города не составляет. Очень нравятся современные низкопольные троллейбусы, которые следуют по маршруту №12. По словам Ильи, когда он ждет на остановке общественный транспорт, водители подъезжают ближе к бордюру, и тогда забраться в него не составляет труда. Однако, если есть хотя бы одна ступенька в автобусе, попасть в салон уже проблема.
Председатель городской организации ОО «БелОИ» Эдуард Аветисян отмечает, что в Витебске в низкопольном общественном транспорте водитель очень редко предоставляет откидной пандус (наклонную площадку для облегчения доступа людей с ограниченными возможностями в общественный транспорт). Бывая часто в Бресте, с такой проблемой ему ни разу не приходилось сталкиваться.
Заместитель генерального директора по перевозкам ОАО «Витебскоблавтотранс» Петр Кашкар сообщил, что ежегодно проводятся инструктажи работников транспортной сферы по вопросам взаимодействия с пассажирами-инвалидами. Водитель обязан предоставить откидной пандус пассажиру-колясочнику.
Если маломобильным людям предстоит поездка на поезде, то в Витебском отделении железной дороги курсируют два пассажирских вагона, оборудованных для перевозки людей с ограниченными возможностями. По мере продажи билетов инвалидам спецвагоны включаются в составы поездов, следующих по нужному маршруту. Такой вагон оборудован подъемником для поднятия инвалида-колясочника с перрона в тамбур. В нем есть купе с широкими дверными проемами, речевым информатором, кнопкой вызова проводника, табличками со шрифтом Брайля, специально оборудованным санузлом.
Кроме того, пассажирские поезда межрегиональных и региональных линий бизнес-класса, курсирующие в направлении Витебск – Минск, Полоцк – Могилев и Полоцк – Минск, оборудованы специальными местами для инвалидов. Для удобства посадки и высадки имеется откидная площадка, понижен уровень пола.
Поддержка людей с ограниченными возможностями возможна и на железнодорожных вокзалах, если обратиться в контакт-центр Белорусской железной дороги по телефону 105 (круглосуточно), службу поддержки пассажиров – 151.
Для оказания помощи в передвижении по вокзалу к пассажирской платформе и железнодорожному подвижному составу можно обращаться к дежурному помощнику вокзала.
По информации комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома, оборудование остановок общественного транспорта речевыми информаторами рассматривается на уровне горисполкома. К 2023 году в Витебске появятся три речевых информатора. Кроме того, почти 90 объектов должны быть обустроены безбарьерной средой в организациях, на предприятиях и в дорожно-транспортной сети области. Около 70 из них относятся к социальной инфраструктуре: административные здания, учреждения культуры, здравоохранения, социального и бытового обслуживания, магазины и жилфонд.
Одним из наиболее крупных объектов, оборудованных в этом году элементами безбарьерной среды, стала автостанция в Глубоком. По словам ее директора Владимира Почепко, здание было построено еще в 60-х годах, и там ни разу не проводился капитальный ремонт. После обустройства автостанции комплексной безбарьерной средой здесь появились санузел для инвалидов, речевой информатор на входе, широкие дверные проемы – в зал ожидания, таблички со шрифтом Брайля. Кроме того, обустроены парковочное место для инвалидов на прилегающей автомобильной стоянке и заезд на автостанцию – сделаны пандусы и тактильная плитка и др.
По большей части это дополнение недостающих звеньев безбарьерной среды там, где их пока не хватает.
Недоступными для людей с инвалидностью остаются большинство подземных и надземных пешеходных переходов. Плохо приспособлены для передвижения не только инвалидов, но и других маломобильных категорий населения, включая пожилых людей, маленьких детей и родителей с детскими колясками, и обычные тротуары.
В ОАО «Витебскоблавтотранс» имеются 79 низкопольных автобусов, 53 троллейбуса, 31 трамвай, что составляет почти 75% от общего количества. общественного транспорта предприятия