В редакцию обратились водители маршрутного такси, что ходит между Витебском и одним из районных центров. Люди удручены обстановкой, в которой приходится работать. Их компания — легальный перевозчик, выиграла официальный тендер на право обслуживать маршрут. А это – не только жесткие рамки установленных законами процедур, но и дополнительная финансовая нагрузка. Их рейсы — в официальном расписании, билеты - в кассах автовокзалов и автостанций. Но здесь же рядом постоянно присутствуют люди, промышляющие «леваком». Невдалеке их собственный транспорт, который курсирует по аналогичному маршруту. В итоге легальный перевозчик теряет не только доход, но и сам смысл работать «по-белому». Это ведь и технический осмотр, который автомобили общественного транспорта обязаны проходить два раза в году. И медицинский контроль перед выездом на линию. И навигационный надзор буквально за каждым шагом маршрутки. Это и страхование жизни и здоровья пассажиров за счет перевозчика. Наконец, необходимость войти в рамки целого ряда жестких договорных отношений.
Иначе не должно быть на транспорте, который является источником повышенной опасности и требует особо ответственного отношения к делу. Но как видим, одни перевозчики следуют установленным нормам, а для других что - закон не писан?
Приезжаю в районный центр, откуда пришло письмо. У входа в здание автостанции, или выражаясь юридически, терминала - рейсовый автобус с маршрутным номером. Через четверть часа он пойдет на Витебск. И прямо напротив автомобиля гражданин в темно-зеленой куртке бойко зазывает пассажиров.
Не упустил возможности пообщаться и со мной:
- Куда поедем, уважаемый?
Узнав, что я собираюсь возвращаться в Витебск, предложил:
- Вон там, за углом, мой белый «Хёндэ». Проходите, садитесь. Долетим до Витебска с ветерком.
Стоимость услуг нелегала на 50 копеек выше расценок автостанции.
- У нас экспресс,- пояснил он. - Прибудем быстрее рейсовой маршрутки. Плюс - несколько остановок в городе: развозим пассажиров.
Действительно, за углом стоял белый автомобиль, в котором уже разместились четверо. Взяв еще несколько пассажиров, зазывала было оставил свой «пост», но на его пути вырос водитель рейсового автобуса.
- Совесть у тебя есть? - обратился он к незваному гостю. - Орудуешь у меня под носом, как в собственной квартире.
- Ничего личного: законы рынка, братан, - с улыбочкой парировал «нелегал». – Пойми, все изменилось. Мы теперь с тобой в равном положении. Пассажир выбирает лучшего.
- Ну, ребята, вы обнаглели вконец! - не унимался рассерженный водитель. – Гоняете на запрещенных скоростях, на разбитых и переполненных машинах. Ни страховки, ни техосмотров, ни медицинского контроля… Какой рынок — бардак это!
«Перехватчик» лишь рукой махнул, сел за руль своего «Хёндэ» да был таков. Его место тут же занял другой гражданин, только что припарковавший за углом черный минивэн. Клиентуру нашел мгновенно – и в путь. А через каких-то полчаса у входа на автостанцию уже топтался очередной зазывала…
Согласно законодательству автовокзалы и автостанции с каждого официального рейса получают около 20 процентов выручки. Так что паразитирующие «бомбилы» напрямую бьют по кошельку предприятий.
– Они действительно наносят нам серьезный экономический ущерб, - прокомментировал ситуацию заместитель генерального директора по перевозкам «Витебскоблавтотранса» Сергей Залесский. – Все это, к сожалению, характерно не только для районных автостанций. А разве в других местах иначе? Посмотрите, сколько нелегальных маршруток, к примеру, барражирует вокруг Витебского автовокзала. К сожалению, правовые возможности пресекать этот произвол крайне ограничены. Единственное, что мы легально, подчеркиваю, легально, в состоянии сделать — размещать объявления с призывами не пользоваться услугами посторонних перевозчиков, а также обращаться в компетентные органы.
Убедился: действительно, объявления висят. И попытки обуздать «бомбил» предпринимались неоднократно. Наибольшую известность приобрела борьба с «леваком» бывшего директора Витебского автовокзала Владимира Кудёлки. По его подсчетам ежемесячно в серую зону уходило порядка 700 тыс. рублей. Чего только не делал руководитель, дабы удалить непрошенных гостей из зоны терминала, настойчиво требовал от правоохранительных органов вмешаться и принять меры. Однако же нелегальный промысел по-прежнему процветает.
Единственное, чего реально удалось добиться Владимиру Кудёлке и его коллегам, так это внесения поправки в закон № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» Республики Беларусь. Она, в частности, гласит: «Предложение оказания услуг по автомобильной перевозке пассажиров на территории пассажирского терминала, иных объектов лицами, не заключившими договор с владельцами пассажирского терминала или иных объектов либо не получившими письменного согласия владельцев иных объектов, запрещается» (Ст. 19).
Поправка действует с января 2018-го, то есть без малого уже два года. Но желанных изменений нет. По некоторым данным общее число нелегалов в Витебской области уже шагнуло далеко за сотню. Аналогичная ситуация и в других регионах страны. Почему же не работает закон?
- Cтатья 19 закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» не подкреплена соответствующими положениями в административном и процессуальном кодексах, - убежден ведущий юрисконсульт витебского государственного предприятия «Оператор перевозок» Александр Степанов. - Без исполнительного фундамента данная норма, по сути, имеет декларативный характер. Ответственности за нарушения не возникает, не прописаны механизмы воздействия, конкретные административные и экономические санкции. Все это можно проиллюстрировать на примере Правил дорожного движения. Каждое нарушение ПДД корреспондируется с конкретными статьями кодексов. В противном случае предупреждения о наказании были бы не более чем безобидным пугалом. Инспекторы не смогли бы составлять протоколы, ни один суд не привлек бы виновных к ответственности
Таково мнение человека, который непосредственно ведет борьбу с теневой экономикой в области пассажирских автоперевозок. Добавлю лишь, что сегодня государственное предприятие «Оператор перевозок» является официальными координатором этой важной работы.
Вот он, тот случай, когда законодательство не в полной мере отвечает требованиям жизни. Надеемся, что новому составу парламента страны, избирательная кампания в который сегодня идет самым активным образом, удастся устранить имеющиеся проблемные моменты. В противном случае еще долго предстоит выслушивать жалобы легальных перевозчиков на засилие «бомбил», а госбюджету фиксировать потери от теневых транспортных услуг.
Фото носит иллюстративный характер.