Несмотря на то, что по Правилам дорожного движения водитель транспортного средства не должен отвлекаться от дороги во время вождения, часто бывают случаи, когда водители маршрутного такси на ходу считают деньги, одновременно выдают билеты и управляют микроавтобусом. Почему пассажиров берут на стоячие места, ведь в салоне даже нет поручней и не за что держаться? Почему в отношении маршрутных такси не действуют ПДД? – спрашивает читатель Владислав Анатольевич (Витебск).
Преследуя личную выгоду
Действительно, поездка в маршрутке в час пик нередко становится аттракционом, при котором нужно быть готовым проявить просто акробатические навыки: порой стоя на подножке, оплачивать проезд и удерживаться во время движения, чтобы не упасть на сидящих пассажиров. Злободневный вопрос читателя мы адресовали Витебскому областному коммунальному транспортному унитарному предприятию «Оператор перевозок».
Работники КУТП «Оператор перевозок» ежедневно, наряду с проверкой оплаты проезда и провоза багажа в общественном транспорте, внутреннего оформления и технического состояния транспортного средства, контролируют и правила перевозки пассажиров. Регулярно работают совместно с ГАИ и транспортной инспекцией. Только за июль зафиксировано около 150 случаев нарушений.
– Во время проверок микроавтобусов категории транспорта М2 (так называемых маршруток) контролеры сталкиваются с водителями, которые провозят пассажиров сверх установленных норм, перегружая салон, отвлекаются во время движения, выдавая билеты и считая деньги или разговаривая по мобильному телефону. Среди нарушений также – проезд без билета, курение в транспортном средстве, движение с открытыми дверями и т. д. Несколько лет назад был случай, когда водитель в конце рабочего дня находился за рулем в нетрезвом виде, – сообщил начальник отдела контрольно-ревизорской службы предприятия Владимир Романьков. – По итогам проверок мы составляем акты и предложения, которые направляем предприятиям-перевозчикам. Если выявляем нарушения ПДД, то направляем их в ГАИ или транспортную инспекцию, которые проводят собственную проверку: ГАИ – по линии ПДД, транспортная инспекция – по линии транспортного законодательства и лицензионных требований.
Маршрутное такси может перевозить пассажиров только на сидячих местах. Несоблюдение правил перевозки ставит под угрозу прежде всего безопасность пассажиров. Как сообщила начальник отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД Витебского облисполкома Надежда Касперович, в этом году в регионе зафиксировано около десятка случаев, когда люди во время поездки получали травмы, оказывались зажатыми дверями при посадке и даже выпадали из маршруток. Эта категория транспортных средств у инспекторов ДПС находится на особом контроле.
Вместе с тем жизнь показывает, что положение дел практически не меняется: если нет автобуса, спешащий пассажир согласен ехать стоя, а водитель идет на уступки из личной выгоды. А правила остаются только на бумаге…
Как сообщили в контрольно-ревизорской службе предприятия, нередко выявляется еще одна проблема – когда водитель не пробивает билет, а кладет деньги в карман. В этом случае он несет ответственность за нарушение кассовой дисциплины, что уже входит в компетенцию ИМНС. Сведения об этих нарушениях налогового законодательства сообщают в налоговые органы. «Оператором перевозок» с начала года в инспекцию по налогам и сборам направлено порядка 300 подобных информационных писем.
Проблема общеизвестна, где же решение?
Едва ли водители, которые нарушают правила, не знакомы с законодательством. Пассажиры, которые, спеша на работу, заходят в переполненный салон с их молчаливого согласия, считают нормой платить за стоячие места. Почему? Потому что ехать больше не на чем. Получается, о проблеме все знают, но где же решение?
– КУТП «Оператор перевозок» организует процесс регулярных перевозок путем заключения гражданско-правовых договоров с индивидуальными предпринимателями или организациями-перевозчиками. Регулярная перевозка без такого договора – грубое нарушение законодательства о лицензировании и незаконная предпринимательская деятельность, – пояснил ведущий юрисконсульт КУТП «Оператор перевозок» Александр Степанов. – Круг полномочий организаторов перевозок в отношении перевозчиков определяется в соответствии с гражданским законодательством. Могут ли решению указанных проблем помочь наделенные определенными компетенциями представители организатора перевозок? Могут, только совместно с сотрудниками транспортной, налоговой и государственной автомобильной инспекций.
Водителю маршрутного такси во избежание неприятных ситуаций выгоднее безукоризненно знать и соблюдать законодательство. Вместе с тем жизнь показывает, что положение дел практически не меняется: если нет автобуса, спешащий пассажир согласен ехать стоя, а водитель идет на уступки из личной выгоды. А правила остаются только на бумаге…
Фото из архива "ВВ".