Кабинет освидетельствования находится на территории городской больницы скорой медицинской помощи, он единственный в областном центре. Особенно частые гости здесь - сотрудники милиции со своими подопечными: гражданами, в отношении которых начинается административный или уголовный процесс. Без установления наличия алкогольного или иного опьянения в таком случае не обойтись, ведь от этого зачастую зависит степень наказания. Неудивительно, что за суточную смену в выходные дни через дежурных медиков, а это психиатр-нарколог, фельдшер и два специалиста химико-токсикологической лаборатории, порой проходит до 60-70 посетителей.
Врач Александр Лебедев и фельдшер Ирина Цвирко, с которым я оказался на смене, работают в кабинете освидетельствования соответственно 13 и 7 лет. Повидали, конечно, многое. Редкое дежурство обходится без пьяных или принявших дозу хулиганов, угрожающих и оскорбляющих всех и вся, да и конфликты с сопровождающими их милиционерами, часто перерастающие в драки, не редкость. Бывают и курьезные ситуации. Например, однажды зимой в сильный мороз медикам пришлось работать в помещении в верхней одежде и варежках. Нетрезвый посетитель вырвался от милиционеров, разбил оконное стекло, хотел бежать, но с решеткой, к счастью, не совладал. В другой раз наркоман, отправившийся с медработником в туалет сдавать мочу для анализа, ни с того ни сего решил… покончить с собой. Разбил об унитаз стеклянную баночку и попытался перерезать осколком сонную артерию. Лишь благодаря мастерству врачей неудавшегося самоубийцу спасли.
Одиннадцатый час вечера, на пороге два 17-летних паренька в сопровождении сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних. Милиционеры выловили их в одном из питейных заведений Витебска. От наличия в их крови алкоголя во многом будет зависеть дальнейшая судьба: штраф, учет в ИДН, наблюдение у нарколога и так далее.
- Набираем полную грудь воздуха, медленно выдыхаем в трубочку до сигнала, - объясняет первому из парней фельдшер. Правда, молодой человек явно не горит желанием быстро узнать результат: дышит не ртом, а носом, хитрит…
- Мы мучаемся так чуть ли не с каждым нетрезвым посетителем. - поясняет врач-нарколог. - Зачастую, чтобы установить истину приходится брать кровь для исследования на содержание алкоголя. Сегодня это самый точный метод. Для этого у нас есть химико-токсикологическая лаборатория, которая при необходимости выдает результат в течение получаса.
Впрочем, пытаться обмануть медицинский алкотестер бесполезно. Оборудование английское, профессиональное, сертифицированное, напоминающее мини-компьютер. Китайские алкотестеры, которыми сейчас завалены полки наших магазинов, и рядом не стояли. Аппарат проходит регулярную поверку, и погрешность измерений составляет сотые процента. Да и психиатра-нарколога вряд ли получится ввести в заблуждение. Только по одному внешнему виду и речи человека специалист может определить факт опьянения, а ведь еще есть различные физические тесты, которые одурманенному человеку выполнить трудно или вообще невозможно.
Тем временем с третьего раза у паренька все же получилось справиться с алкотестером, а через минуту прибор выдал результат. И все стало на свои места - 0,43 промилле алкоголя в выдыхаемом воздухе. 0,37 промилле обнаружили у его товарища (а факт опьянения фиксируется при более чем 0,3 промилле). Пока врач пишет медицинское заключение, один из несовершеннолетних чуть ли не плача твердит: «Я же сделал только глоток пива».
- На будущее лучше пей молоко. Здоровее будешь, - советует ему напоследок нарколог и передает вместе с документами в распоряжение милиционеров.
Тем временем в коридоре появляются новые посетители, образуется небольшая очередь, слышно, как они бранятся между собой и с милиционерами.
- Сегодня вам еще везет, - комментирует Александр Лебедев. - Пока попадаются относительно тихие клиенты. Бывало, имитировали психические заболевания, «теряли сознание», падали на пол, на фоне сильнейшего алкогольного опьянения впадали в белую горячку. К счастью, в кабинете установлены видеокамеры. Нередко посетители «забывают», что проходили освидетельствование, и приходится с помощью видеозаписей доказывать в суде обратное.
Между тем в кабинет нарколога заводят парня 22-23 лет в наручниках. Представившись, он спокойно дышит в трубку алкотестера, который выдает 0 промилле. Как удалось узнать у сопровождавшего его сотрудника уголовного розыска, молодого человека подозревают в изнасиловании…
Новые посетители - потрепанная жизнью парочка средних лет. 35-летнего «кавалера» милиционеры задержали со шприцом, в котором, возможно, наркотическое вещество, теперь ему грозит серьезный срок лишения свободы. Мужчина не скрывает от медиков, что наркоман с 15-летним стажем, употребляет героин и состоит на учете у нарколога в центре психиатрии и наркологии. Об этих страшных подробностях своей биографии он рассказывает спокойно и как-то устало, жизни в глазах наркомана давно нет.
Алкотестер фиксирует у него 0,71 промилле алкоголя, а в анализе мочи найден морфин. Хотя, по словам мужчины, он употреблял героин несколько дней назад. Столь тяжелые наркотики не выводятся из организма и за неделю, пояснил врач.
Сложнее оказалось освидетельствовать его 36-летнюю подругу. Алкотестер не зафиксировал алкоголя в выдыхаемом воздухе, но мочу на анализ женщина сдавать отказалась. «У меня двое детей дома одни, а вы меня тут держите. Я «чистая»! Отпустите немедленно, я буду жаловаться!» - требовала она. Милиционерам и медикам долго пришлось ей объяснять, что отказ от сдачи анализов равносилен признанию наличия в организме наркотиков или алкоголя, что и отображается в медицинском заключении. Упорствовала она не случайно, впоследствии в моче женщины обнаружили морфин.
- С такими людьми всегда сложно, - отмечает Александр Лебедев. - Наркоманы знают, что им грозят большие тюремные сроки, но не могут остановиться. Хитрят, обманывают, закатывают истерики. Как-то к нам доставили наркомана, который, чтобы не попасться, подвязывал на пояс и носил в штанах бутылочку с «чистой» мочой. Вот поэтому в туалет наши посетители ходят в сопровождении медработника.
Ближе к полуночи в кабинет освидетельствования сотрудники патрульно-постовой службы доставляют еще несколько выпивох. Один, лет 30-ти, заявил, что пил с друзьями коньяк и пока не дошел до дома, второй, 24-летний парень, в ответ на замечание милиционеров захотел померяться с ними силами. Как и следовало ожидать, у первого обнаружилось 0,94 промилле алкоголя, а у второго - почти 2, что, между прочим, примерно равно выпитой бутылке водки.
Впрочем, это еще не самый большой рекорд. Медики рассказали, что однажды прямо с предприятия на освидетельствование привезли рабочего, у которого алкотестер зафиксировал почти 4(!) промилле. Был и горе-водитель, который собрался пройти предрейсовый медицинский осмотр (в кабинете оказываются и такие услуги) с 1 промилле алкоголя в выдыхаемом воздухе. Доставляли и виновника ДТП, в крови у которого обнаружилось 2,64 промилле. Были и совсем юные, 12-13-летние, ребята, напившиеся с друзьями пива. А однажды в пункт освидетельствования в полном составе приехала… бригада скорой помощи. Дело в том, что на вызове больной заявил, что медики работают в нетрезвом состоянии. Пришлось официально доказывать обратное.
После полуночи в кабинет зачастили сотрудники ГАИ с водителями, подозреваемыми в нахождении за рулем подшофе. До двух часов ночи привезли троих. Причем у всех фиксируется алкогольное опьянение от 0,45 до 1,45 промилле. Все автолюбители попались при обычной проверке документов сотрудниками ГАИ. Посетители выполняют указания медиков молча, потупив глаза, запах алкоголя от них слышен за версту. Печаль горе-водителей понять можно: все они теперь останутся без прав как минимум на три года, заплатят огромные штрафы, а один из них, неоднократно привлекавшийся вождение в нетрезвом состоянии раньше, скорее всего, лишится автомобиля.
- Конфискация машин - единственное спасение от таких водителей, - делится мнением Александр Лебедев. - У нас бывали клиенты, которые попадались за рулем пьяными по несколько раз в неделю и при этом заявляли, что все равно будут пить и ездить. Таким людям нет оправдания, и даже они сами, если не очень пьяны, это понимают, проходя освидетельствования.
Третий час ночи, но возле дверей пункта освидетельствования снова останавливается милицейский автомобиль…
Фото Александр КУТЫНКО