Работа госавтоинспекторов — забота о безопасности на дорогах, предотвращение аварий и сохранение жизни людей.
Экипажи ДПС трудятся днем и ночью, по выходным и праздникам как в населенных пунктах, так и за их пределами. В их задачи входит не только контроль за соблюдением участниками дорожного движения правил и оформление ДТП, но и обеспечение правопорядка. Также они приходят на помощь автолюбителям, застрявшим посреди трассы из-за технических неисправностей. И все же привычнее видеть госавтоинспекторов с жезлом и радаром в руках у края проезжей части. Одним своим присутствием они заставляют водителей отказываться от резких маневров и лихачества, максимально уважительно относиться к пешеходам. В одно из дежурств вместе с представителями Госавтоинспекции области отправился корреспондент «ВВ».
Уметь общаться с людьми
Многие считают, что труд сотрудников ГАИ довольно примитивен: выучил Правила дорожного движения, надел форму, спрятался за припаркованными авто и давай составлять протоколы на нарушителей. Однако, как и любая другая, профессия госавтоинспектора имеет свою специфику и требует знаний и навыков.
Кроме того, им приходится выходить на службу и в дождь, и в снег, задерживаться после смены, если того требует оперативная обстановка.
— Одно из важных качеств в нашей работе — умение общаться с людьми. Одни бывают не в настроении, другие злятся, что придется заплатить штраф, поэтому не всегда беседа проходит в доброжелательной атмосфере. В любом случае сотрудник правоохранительных органов должен оставаться вежливым и владеть психологическими приемами, чтобы разрядить обстановку, — сказал начальник УГАИ УВД облисполкома Михаил Дядичкин. — Немаловажны внимательность и знание особенностей человеческого поведения, позволяющие, например, по манере езды выявлять нетрезвых водителей или усомниться в правдивости слов человека при опросе участников и свидетелей ДТП.
В основной массе автолюбители, нарушившие ПДД, не спорят с сотрудниками ГАИ, но они всегда должны быть готовы доказать свою правоту.
Прежде всего — профилактика
Госавтоинспекторы во время дежурств время от времени перемещаются по городу. Это не столько приказ начальства, сколько вынужденная мера. Водители сигнализируют друг другу о наличии поблизости правоохранителей, обмениваются актуальной информацией по этому поводу в мессенджерах и по рации.
— Наша цель не составить как можно больше протоколов, а увеличить профилактический эффект. Человек, которому с помощью других или техники удается уходить от ответственности, продолжит нарушать правила. А заплатив штраф, задумается, когда соберется нажать на педаль газа в следующий раз, — пояснил Михаил Александрович.
Большое внимание в теплое время года сотрудники ГАИ уделяют предупреждению и профилактике правонарушений со стороны водителей мотоциклов, мопедов и велосипедов. При патрулировании улиц правоохранители их останавливают и проводят профилактические беседы.
— Владелец двухколесного транспортного средства на дороге более уязвим, чем автомобилист, — уточнил Михаил Дядичкин. — Мы призываем байкеров соблюдать Правила дорожного движения, но прислушиваются к нам, к сожалению, не все. Самые распространенные нарушения среди них — превышение скоростного режима и отсутствие регистрационных знаков. Однако с каждым годом байкеров-лихачей становится меньше.
В ходе рейда мы встретили 15-20 мотоциклистов. Никто из них не пытался скрыться. Документы у всех оказались в порядке.
Фото из архива «ВВ».