Формально все вроде бы правильно: жилье предоставлялось на период работы в сельскохозяйственном филиале. По существу же возникает немало вопросов.
– Вместе с мужем мы работали в хозяйстве с 2004 года: я – дояркой, он – слесарем на молочнотоварной ферме в деревне Звезда, — рассказывает Надежда Владимировна. – Всегда были на хорошем счету. Награждались почетными грамотами, я даже ездила в область как передовик животноводства. Муж тоже имел награды. Воспитываем троих несовершеннолетних детей от трех до девяти лет. В 2012 году получили дом в агрогородке Стаи, до этого жили в квартире свекра, где было прописано восемь человек. Конечно, обрадовались. Сразу же завели хозяйство и огород. Задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги нет. Когда сломался газовый котел, сами оплатили 2,7 млн руб. за его ремонт. Квитанцию предоставили организации, но никто этих денег не вернул.
Уйти, как рассказывает Надежда Владимировна, с прежнего места работы пришлось из-за сложившейся на ферме тяжелой обстановки и личной неприязни главного зоотехника. Хотя, забегая вперед, подчеркну: тот же специалист в беседе с корреспондентом очень хорошо отзывался о работе Надежды и Дениса. Впрочем, изучая обстоятельства, не удалось встретить ни одного человека, который сказал бы что-то плохое об этих ответственных и дисциплинированных животноводах. Разве что, по словам Надежды, некоторые пробовали упрекнуть: мол, детьми прикрываетесь, можем и вообще их забрать в приют. В этой ситуации семью поддержали ОО «Белорусская ассоциация многодетных родителей» и член Национальной комиссии по правам ребенка при Президенте Республики Беларусь Татьяна Кравченко.
Но почему все же Денис и Надежда решили уволиться? Женщина объясняет так:
– Нам создали такие условия, что работать стало невозможно. Да и не только нам. Была уволена в связи с окончанием контракта бывшая заведующая фермой и восстановлена в прежней должности по решению суда. Но, получив компенсацию за вынужденные прогулы, она все равно оставила работу. Нас обвиняли в том, что якобы специально добавляем кислоту в молоко, чтобы ухудшить качество продукции. Выходит, я сама себе вредила, поскольку сразу же падала заработная плата. В последнее время получала не больше двух миллионов, хотя до этого заработки были достойные… Сегодня на ферме соседнего хозяйства КУСХП «Лепельское», куда перешли вместе с мужем, моя зарплата составляет 6-7 млн рублей в месяц. Хозяйство строит жилье, и нам предложили переехать в новый дом. Но в таком случае детей придется водить в сад и школу за несколько километров, заново обустраивать подворье, бросить огород и т. д. К тому же, наученные горьким опытом, мы боимся: а вдруг и там не сложатся отношения и придется менять работу? Опять потребуют освободить помещение?
Оптимальный выход из ситуации – построить с помощью государственных льготных кредитов собственное жилье. Такой возможностью семья могла воспользоваться еще три года назад, когда стала многодетной. Существует заявительный принцип, и решение должны принять сами люди: собрать документы, стать на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий и т. д. Десятки семей в районе воспользовались этим правом. То есть Денис и Надежда явно упустили время.
С другой стороны, нередко хозяйства приглашают востребованных животноводов чуть ли не со всего света, а тут с легкостью расстались с хорошими работниками. Более того, Надежду намеревались уволить по статье. И только вмешательство профсоюза помогло урегулировать спорные вопросы.
К слову, профком комбината, который возглавляет Татьяна Кривель, не только в этом случае, но и во многих других занимает четкую позицию по законной защите прав трудящихся. А руководство предприятия считает абсолютно правильным решение о внесении в коллективный договор пункта о необходимости согласия профорганизации на увольнение работников. Это помогает избежать ошибок и защитить достойных тружеников.
Сегодня семья собрала необходимые документы для постановки на учет в райисполкоме как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Есть реальная возможность в ближайшее время построить квартиру в городе. Но супруги не теряют надежды остаться в деревне. К чести представителей местной власти, им оказывают реальную помощь. Председатель Стайского сельисполкома Анатолий Золотуха, даже будучи в отпуске, отложил личные дела и вместе с Надеждой и Денисом осмотрел все земельные участки в агрогородке, пригодные для возведения дома. Хотя вариант несовсем подходящий: стройка продлится минимум три года, а где все это время жить семье с ребятишками? Анатолий Леонидович подсказал еще один выход – купить готовый дом. И помог отыскать предлагаемые для продажи строения. Одно из них очень понравилось – большое и просторное, с водопроводом, огородом и т. д. Но сегодня льготное финансирование строительства индивидуальных жилых домов, их покупки и реконструкции временно приостановлено. Надежда и Денис надеются, что ситуация изменится в ближайшее время, а минчанин, продающий дом в Стаях, подождет, пока многодетная семья получит кредит и соберет необходимую сумму.
Еще один вариант предложил нынешний директор СПФ «Заозерье» Олег Данченко – вернуться в хозяйство, ведь такие работники всегда нужны. Но, как говорится, обжегшись на молоке, Надежда и Денис дуют на воду…
В этой истории, пожалуй, непонятным остается одно: что мешало сельхозпредприятию и молочноконсервному комбинату, имея сильные кадровую, идеологическую и юридическую службы, гораздо раньше разобраться в ситуации, сложившейся на ферме в деревне Звезда? Ведь тогда опытным животноводам не пришлось бы сегодня, как они сами говорят, «ходить по мукам», а государственным органам – тратить время, силы и средства на рассмотрение проблемы в суде.
Вопрос, как говорится, на засыпку. Тем более в современных реалиях, когда Президент одной из приоритетных задач называет сохранение кадрового потенциала независимо от количества работающих и форм собственности предприятий. Как ни крути, если руководители хотят, чтобы было кому выполнять поставленные перед ними задачи, о людях надо заботиться. В том числе вовремя разруливать, а еще лучше – не допускать напряженной психологической и моральной обстановки во вверенных коллективах.
Фото автора.