11 человек на место
Сейчас трудно поверить, но в 1986 году, без учета льготников, именно столько абитуриентов претендовали на одно место на художественно-графическом факультете нынешнего Витебского госуниверситета. Татьяна Викторовна – одна из тех счастливчиков, которые смогли поступить с первого раза. По словам педагога, определиться с будущей профессией помогли талантливые и любящие свое дело учителя школы №14, где училась девушка. К тому же она с отличием закончила витебскую художественную школу и мечтала совершенствовать свои знания дальше.
– Уроки наших учителей были бесподобны, зачастую после звонка нам даже не хотелось уходить, – вспоминает Татьяна Викторовна. – Своим творчеством они вдохновляли нас на учебу. Неудивительно, что из 22 учеников нашего класса 19 сразу поступили в вузы.
В средней школе №28 Татьяна Мастыко оказалась по распределению, и здесь ей тоже повезло. Шефство над молодым специалистом взяла опытнейший педагог Нина Стахович. Именно она научила Татьяну Викторовну азам педагогики, а главное, на своем примере продемонстрировала, что без любви и уважения к детям в школе делать нечего.
Затем в учебное заведение пришла еще один молодой педагог Светлана Кампут, вместе с которой Татьяна Мастыко разработала и внедрила авторскую программу изучения труда на повышенном уровне с уклоном на декоративно-прикладное искусство. Благодаря помощи и поддержке коллег Валерия Инькова и Александра Панова количество детских работ высокого уровня возросло до такой степени, что родилась идея создания выставочного зала, в который и превратился школьный класс. Музей «Шкатулка народных ремесел» – один из немногих в республике, где представлено более 350 выполненных в разное время работ школьников. 12 видов рукоделия, различные способы плетения из соломки, резьба по дереву, гобелен, макраме, вязание крючком, спицами, бисероплетение – это далеко не полный перечень техник декоративно-прикладного искусства, которые осваивают учащиеся. Каждый год при музее работают группы школьников-экскурсоводов, которые могут рассказывать о многих экспонатах часами, ведь зачастую именно они их делали.
Кто будет учить семейной жизни?
У Татьяны Мастыко давно болит душа из-за сокращения в школах часов на трудовое обучение. Сегодня в 10-11 классах, например, вообще нет такого предмета. В 5-7 классах – один урок в неделю и лишь в 8-9 – два.
– За такое время, к сожалению, возможно приобрести лишь основные навыки и умения. Особенно плохо, что мало уроков в 5-6 классах, когда детям нужно прививать вкус и уважение к любому труду, – отмечает Татьяна Викторовна. – Современная школа все чаще сталкивается с парадоксом: чем больше знаний в виде различных учебных дисциплин дается учащимся, тем меньше эффект обучения. По мнению исследователей, причина в том, что преобладает сухая информация в ущерб эмоциональной составляющей. А ведь дети хотят работать не только головой, но и руками, радоваться своим достижениям.
Конечно, опытному педагогу Татьяне Мастыко благодаря творческому планированию уроков, факультативам и кружкам удается не только научить школьников прекрасно шить, вязать и готовить. Вместе они создают уникальные учебно-прикладные проекты.
– Безусловно, рукоделие сегодня не столь престижно, как раньше, – отмечает педагог. – Но, в конце концов, семейную жизнь никто не отменял, да и о будущей профессии мой предмет позволяет задуматься. Раньше мы много времени изучали различные рабочие профессии, и ученики понимали, что, например, высшее образование вовсе не гарантирует интересную и прибыльную работу. Сейчас многие молодые люди стремятся в вузы, и это большая проблема нашего образования.
С высоко поднятой головой
– Самое главное в профессии учителя, чтобы ученикам было с тобой интересно, а тебе – с ними, – убеждена Татьяна Мастыко.
И это у нее получается. Ведь только за последние годы она подготовила десяток победителей предметных олимпиад различных уровней, в том числе и республиканского. Правда, для этого Татьяне Викторовне вместе с увлеченными детьми часто приходится засиживаться в школьном кабинете допоздна, но по-другому нельзя. По словам педагога, олимпиады по трудовому обучению и обслуживающему труду всегда отличались от других не только огромным объемом теоретических знаний, но и наличием сугубо профессионального материала, который должны знать участники. К тому же они в очень сжатые сроки собственными руками изготавливают творческие проекты, многие из которых вполне могут потянуть на курсовую или даже дипломную работу студента худграфа.
Напоследок я поинтересовался у Татьяны Мастыко, как, по ее мнению, можно повысить престиж профессии учителя.
– Вопрос сложный и многогранный, но очевидно, что престиж любой профессии определяет оплата труда, – ответила Татьяна Викторовна. – Зарплата педагогов оставляет желать лучшего. Хотя учитель заслуживает того, чтобы идти по жизни с высоко поднятой головой, больше думать о работе, а не о хлебе насущном.
Фото Александра КУТЫНКО