Как когда-то в белорусской хате, здесь есть красный угол, увенчанный иконой в обрамлении самотканого рушника. Неподалеку пристроилась прялка, имеются и льняные нитки, которым аж 80 лет! В наличии и утварь тогдашних хозяек – праник для стирки белья, угольный утюг, коромысло, ухват, на столе – старенький самовар, глиняные жбаны и прочая посуда. Стены украшают рушники, сотканные и расшитые умелыми руками мастериц. В гардеробе – льняные рубахи, юбки с национальным или цветочным орнаментом. Кстати, для данных вещей есть деревянная бочка, в которой, по словам новой владелицы, хранили одежду еще до появления сундуков. Все это и многое другое создает детально прорисованную картину прошлых лет. За три года собралось более сотни таких раритетов, среди которых предметы быта, орудия труда и даже музыкальные инструменты.
– Для меня это, скорее, не хобби, а необходимость, – рассказывает Татьяна Александровна. – Однажды перебирала мамины вещи, нашла рушник, вязаные конвертики, которые когда-то висели над моей кроваткой. Мама очень красиво вышивала и вязала крючком. В память о ней, своем детстве украсила этими старыми вещами одну из комнат. Потом как-то все само собой пошло. Что-то знакомые подарили, что-то приобрела, специально поездив по деревням Витебщины.
Мне не нужны, скажем, два телевизора или холодильника. А вот старины всегда мало, я от нее питаюсь духовно. Пускай и собралось несколько маслобоек, утюгов, праников, прялок, но нет абсолютно одинаковых – где-то имеется рисунок, где-то стоит клеймо. Я глубоко убеждена, что больше нигде не получишь той энергетики, которая исходит от старинных предметов.
С сельским бытом прошлого века Татьяна Храмцова знакома не понаслышке. Все каникулы в детстве проводила у бабушки в деревне Ферма Шумилинского района. К слову, оттуда и коромысло, с котрым когда-то, еще девчонкой, сама ходила по воду, а сегодня это экспонат.
Поиски винтажных вещей для своего мини-музея женщина продолжает и по сей день. Одни из самых старых предметов – соха и жернова: им по 120 лет, и они до сих пор в рабочем состоянии. Некоторые экспонаты имеют достаточно любопытную историю. Среди таких – швейная машинка, которая своим первым хозяевам была подарена на свадьбу как приданое невесты. Во время Великой Отечественной войны, дабы уберечь от чужих рук, машинку зарыли в землю, где она и хранилась в годы военного лихолетья.
Отдельное место занимает свадебно-обрядовая атрибутика, что неслучайно. С рушником «Совет да любовь» хозяйка музея встречала молодых на 10 торжествах, причем сосватала жениха и невесту именно она. Татьяна Храмцова вот уже несколько лет возглавляет в областном центре службу знакомств «Славянская сваха». В итоге – 10 зарегистрированных браков, двое малышей, у одного из которых Татьяна Александровна – крестная мама. Более ста одиноких сердец нашли свою вторую половинку и проживают сейчас в гражданском союзе.
Житейской мудрости у наших предков, считает Татьяна Храмцова, можно поучиться даже на примере отношения к обыденным вещам.
– Вот посмотрите на старые рушники, – демонстрирует хозяйка. – Даже трудно представить, сколько лет они отслужили, но при этом лен сохранил свою белизну, прочность, а вышивка – яркость красок. Внукам показываю старое прохудившееся сито, которое не раз латалось, но использовалось по назначению. Тогда люди бережно относились к каждой вещи, как и к семье, браку. Это теперь, если отношения дали пробоину, то многим проще разойтись, чем «залатать» и сохранить семью. Житейская мудрость наших бабушек и дедушек на примере пословиц, поговорок, быта, традиций учит обратному, что надо взять на вооружение и нам.
Жаль, что такому «приданому» не уделяется должного внимания. Многие вещи, оставшиеся от дедов и прадедов, позабыты, небрежно брошены в дальнем углу сарая, а некоторые и вовсе сожжены как негодное старье.
Поэтому, вспоминает Татьяна Александровна, доставая из шкафа аккуратно сложенный рушник или иную вещь, старушки приговаривают: «Возьми, дочушка, сохрани. Пускай люди увидят…»
И увидят. В мае планируется выставка «Славянской свахи» в Культурно-историческом комплексе «Золотое кольцо Витебска «Двина». А пока эту коллекцию могут созерцать посетители усадьбы.