Автор: . Дата создания:

Семья Романовых четыре года назад переехала из Луганской области в Витебск. О том, что украинским беженцам пришлось пережить и чего стоит мир на родной земле, они рассказали корреспонденту «ВВ».

Евгения познакомилась с Владимиром в 2014 году. Через 3 месяца они расписались, у обоих это был уже второй брак. Когда к Луганской области были применены санкции,  перестали работать банки, больницы, загсы, стали закрываться границы, предприятия, госструктуры. Молодая семья чудом успела получить свидетельство о браке гособразца. А вот другой документ – паспорт с фамилией мужа – женщине уже не выдали, просто зачеркнули в нем старую, а сверху написали новую фамилию.

Градообразующим предприятием их города было угольное объединение (27 шахт) и вспомогательные объекты, но зарплату получить было уже не так просто из-за закрытых банков.

– Муж работал на шахте, – рассказывает Евгения. – Я – на железнодорожном предприятии по перевозке угольной продукции.

Мысли о переезде возникли к концу 2014 года. Но его пришлось отложить: в 2015 году у них родился сын. Через некоторое время стали массово закрывать шахты. Боевые действия приводили к гибели мирного населения.

 В 2016 году Романовы приняли окончательное решение уезжать. Обговорили все с родителями, и молодая семья, оставив на первое время детей бабушкам, уехала.

Почему в Беларусь?

– Для нас это, в первую очередь, прекрасная высокоразвитая и, главное, спокойная братская страна, – продолжает Евгения. – Тем более дядя мужа уже более 40 лет живет в Витебске.

У него поначалу и остановились. Позже, когда Владимир устроился в ОАО «Доломит», им выделили комнату в общежитии в Рубе. Евгения привезла из Украины детей – старшую дочь от первого брака и годовалого сына.

Беженцам удалось взять с собой только личные вещи и немного продуктов. Некоторую мебель отдали родственники. Требовались вре­мя и финансы для оформления необходимых документов для проживания в Беларуси. А на зарплату мужа семье долго не протянуть. Как говорится, с миру по нитке... Романовым очень помогли областные организации Красного Креста и Белорусского союза женщин во главе с их председателем Галиной Желановой. Стали выдавать продуктовые ваучеры на крупы, консервы, тушенку, масло, полуфабрикаты. Немалую поддержку оказывали сотрудники «Доломита». Так, комендант общежития Зоя Кобелева, а также супруга гендиректора ОАО «Доломит» Валентина Бабак помогали овощами и фруктами со своего дачного участка. Благодарны супруги также начальнику отдела кадров Светлане Полянской и начальнику участка УРЭГО «Доломита» Николаю Трофимову.

– Однако не все радушно относятся к нам, – дополняет Евгения. – У каждого человека свое мнение: кто-то нейтрален, кто-то сочувствует, а есть те, кто и злорадствует.

Через несколько месяцев после переезда Романовы получили вид на жительство и стали получать детское пособие. Появилась возможность взять в рассрочку мебель, электроприборы.

В скором времени Евгения и Владимир стали ждать пополнения в семье.

– Я колебалась до последнего, ведь жизнь и так была тяжелой, – говорит женщина. Но они решились на этот шаг. У них не было в помощь ни дедушек, ни бабушек, ни собственной жилплощади, ни твердого финансового положения. Но зато была вера в светлое и мирное завтра.

Уже на белорусской земле у семьи беженцев родилась дочка. Теперь младшие дети ходят в детский сад, который находится недалеко от дома.

Сейчас Евгения подыскивает работу. Она филолог, знающий три иностранных языка, а также специалист по промышленной экологии и охране труда.

Женщина с тревогой наблюдает за нынешней ситуацией в стране:

– У меня сейчас эффект дежавю. Ведь мы видели, как все начиналось в Украине. Сценарий один и тот же. Мы испытали на себе, как хорошо в Беларуси работает социальное обеспечение. За три года построили собственную квартиру. Белорусам грех жаловаться, ведь у них есть все блага.

Евгения вспоминает, как еще недавно в их многоквартирном доме в Свердловске Луганской области жильцы сами проводили индивидуальное отопление, ставили водяные котлы, потому что все котельные были признаны нерентабельными и сданы в металлолом. А из кухонного крана поступала вода всех цветов радуги. Приходилось самим бурить скважины, ставить системы очистки, чтобы подготовить воду к употреблению.

Романовы не были в самом эпицентре горячей точки, однако видели обстрелы, слышали свист пролетающих снарядов. И когда на «Доломите» проводили технические взрывы, чувствовались колебания почвы, старшая дочь Романовых с ужасом спрашивала: «Мама, это что, опять война?».

 – Мы бросили все, родной угол, родителей, – со слезами на глазах говорит Евгения. – Сейчас мы не хотим никуда уезжать – это наш дом. Я потеряла на той войне друзей, чудом уцелел муж. Мы призываем всех одуматься, чтобы не допустить повторения. Мы любим приютившую нас Беларусь!

Фото из семейного архива Романовых.