Как везде успеть? Этим вопросом ежедневно задается каждый. В погоне за временем многие выбирают маршрутные такси. Всегда ли «быстро, выгодно и удобно» равняется «безопасно и законно»? Ответ на этот и другие вопросы искала корреспондент «ВВ».
На Витебщине 432 субъекта хозяйствования, из них 188 – в Витебске, осуществляют автомобильные перевозки пассажиров в регулярном экспрессном сообщении, для чего используют 470 и 193 автобуса соответственно.
Проверяют их на своевременное прохождение гостехосмотра, предрейсового медицинского обследования водителей, выполнение норм законодательства сотрудники Транспортной инспекции в тесном взаимодействии с ГАИ, ИМНС, Витебским областным центром гигиены и эпидемиологии.
С начала текущего года инспекторы провели 64 контрольных мероприятия. Среди наиболее частых нарушений, выявленных ими: провоз пассажиров сверх установленного количества, нарушение расписания либо маршрута движения, несоответствие автобуса требованиям законодательства, провоз пассажиров без билетов, посадка (высадка) в неустановленном месте.
– Количество совершаемых маршрутными такси нарушений из года в год неуклонно снижается, – рассказывает заместитель начальника Транспортной инспекции по Витебской области Константин Рой. – Особенно радует, что грубых нарушений законодательства, таких, как использование неисправных автобусов либо не прошедших гостехосмотр, непрохождение водителем предрейсового медосмотра, привлечение к перевозкам водителя, несоответствующего требованиям законодательства, выполнение перевозок без страхования пассажиров, в последние годы практически нет.
Для сравнения, в начале 2000-х, когда рынок перевозок только формировался, в порядке вещей было использовать автобус, переоборудованный из грузовика, установить дополнительные сиденья, табуретки в проходе и многое другое.
О прохождении предрейсового медосмотра, выдаче билетов пассажирам, соблюдении расписания движения, режима труда и отдыха водителя многие и не знали. За последние 10 лет за грубые нарушения были лишены лицензий 20 перевозчиков, оставшиеся предпочли работать более цивилизованно.
Жалоб на работу маршрутных такси стало значительно меньше. Хотя некоторые проблемные вопросы остались
– Почему в маршрутках не всегда дают билеты? – с таким вопросом в редакцию «ВВ» обратилась пенсионерка из Витебска Нина Александрова. – Потребовала у водителя чек, а в ответ – тишина. Остальные пассажиры тоже промолчали. Вот я и задумалась, может, и правда водитель маршрутки не обязан обилечивать?
Действительно, невыдача билетов в маршрутках – в час пик дело обычное. Но некоторые водители и в другое время их не выдают, особенно тем, кто выбрал места на передних сидениях.
— По Правилам автомобильных перевозок пассажиров водитель обязан выдавать билеты, причем на остановках, а не во время движения, – объясняет Константин Рой. – Если пассажиры по каким-то соображениям отказываются, им надо помнить следующее: билет – это документ, подтверждающий заключение договора перевозки. При возникновении форс-мажорных ситуаций он позволит пассажирам защитить свои права, например, добиться компенсации ущерба причиненного имуществу, здоровью и т. д. Проезд без билета является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность. После получения от водителя оплаты за проезд водитель обязан пробить билет через кассовый аппарат и предложить его пассажиру.
С установкой в маршрутке камеры видеонаблюдения выручка увеличивается на 20 — 30%
Некоторые законопослушные и добросовестные перевозчики устанавливают в маршрутных автобусах системы видеонаблюдения, с помощью которых можно подсчитать пассажиров и сверить с отчетом о выданных билетах. Как правило, после этого выручка увеличивается на 20 — 30%.
Если пассажиру в маршрутке не выдали билет, он может обратиться с жалобой в Транспортную инспекцию Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь по Витебской области по адресу: Витебск, ул. «Правды», 44, либо по телефону 68-12-40.
Не спать, работать!
Видимо, такой девиз избрали для себя многие водители маршрутных такси, которые хотят заработать вдвойне. Отсюда и полупустые путевые листы, чтобы не ограничивать по времени рабочий день.
– Режим труда и отдыха водителя пассажирского автотранспорта строго регламентирован, – объясняет Константин Рой. – Это в первую очередь связано с тем, что он управляет средством повышенной опасности и несет ответственность не только за себя, но и за пассажиров. Недопустимо садиться за руль в утомленном либо полусонном состоянии, когда снижены внимание и быстрота реакции. Предельная норма работы водителя маршрутки – 12 часов. Он обязан отдыхать столько же.
Контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей осуществляется также с помощью спутниковой GPS-навигации
Контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей маршрутных такси осуществляется при помощи путевой документации, данных спутниковой GPS-навигации, а также иных средств контроля. Несоблюдение правил является административным правонарушением, за совершение которого предусмотрена ответственность в виде штрафа от 5 до 25 базовых величин.
Ехать стоя можно?
Если в салоне больше нет свободных мест, водитель имеет право и должен отказать человеку в перевозке. Если факт перевозки «лишних» пассажиров будет установлен, он понесет административную ответственность.
Стоит помнить, что люди, стоящие в проходе между рядами сидений и возле входной двери, в случае аварийных ситуаций подвергаются большей опасности и в целом мешают комфортной поездке других граждан.
С 12 октября текущего года вступили в силу изменения и дополнения в Правила автомобильных перевозок пассажиров
Нововведения касаются как самих перевозчиков и водителей, так и пассажиров. Вот некоторые из них:
- водители должны иметь опрятный внешний вид, им запрещается курить во время движения транспорта;
- пассажиры, которым нужно купить билет у водителя, обязаны входить в переднюю дверь;
- пассажирам запрещено опираться на двери автобуса, заходить и перемещаться по салону на роликовых коньках, а также на скейтбордах, самокатах и иных подобных средствах передвижения.
Увеличен объем вещей, которые можно провозить бесплатно
Среди них — одно место маломерной ручной клади, длинномерные предметы размером до 151 см, инвалидная коляска, костыли, трости, музыкальный инструмент в футляре, лыжи, клюшки, удочки и другие объекты, размеры которых в сумме измерений по длине, ширине и высоте не превышают 200 см. Также разрешено бесплатно провозить детский велосипед, санки и коляску.
Предварительная продажа и бронирование билетов может производиться при наличии свободных мест за 15 дней до рейса и заканчивается, как правило, до 00:00 дня отправления автобуса в рейс. В случае невостребования билета за один час до отправления автобуса бронирование аннулируется.
Подробнее с изменениями и дополнениями можно ознакомиться на сайте Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.