Велосипед – это быстро, здорово, экологично и в принципе недорого. Наверное, именно поэтому все больше белорусов пересаживаются на двухколесный транспорт.
Вместе с тем многие наши улицы не готовы к наплыву велосипедистов, а значит, все чаще случаются конфликтные ситуации на дорогах и тротуарах, которые пешеходы вынуждены делить с велолюбителями. В итоге поездка на велосипеде, например, в Витебске, вместо позитива и комфорта часто приносит совсем не положительные эмоции. Почему так происходит, разбирался корреспондент «ВВ».
Катить или ехать?
Горный велосипед я оседлал пару месяцев назад. Последний раз сидел за рулем отцовского «взрослика» лет 20 назад. Впечатлений, конечно, море. Современные велосипеды комфортны, с прекрасной управляемостью и тормозами, отличной динамикой. При желании можно разогнаться до 30-40 км/ч! На этом, собственно, положительные эмоции заканчиваются. Начинаются минусы.
Во-первых, велосипед в наших широтах далеко не универсальное средство передвижения
Лето традиционно изобилует дождями, катить мокрым по лужам доставляет мало удовольствия. В межсезонье та же проблема, да еще холодает.
Во-вторых, в Витебске фактически отсутствует велосипедная инфраструктура
Велопарковок единицы, нет развитого велопроката, велодорожки в диковинку. Но больше всего напрягает езда по тротуарам, которые в городе постоянно пересекаются с проезжей частью.
По ПДД велосипедистам на пешеходных переходах необходимо спешиваться, что на особенно оживленных улицах превращает езду в каторгу: остановись, подними-опусти двухколесного друга, преодолевая бордюр, прокати через «зебру», подними-опусти, снова разгонись, и так по кругу.
А чего стоят выезды из парковок и дворов, которые тоже пересекаются с тротуарами! И хотя правила не требуют спешивания при их пересечении, многие велосипедисты вынуждены это делать: зачастую бордюры не занижены (как передвигаться инвалидам, отдельный вопрос). Налетев на них с ходу, легко сделать колеса велосипеда «квадратными».
В-третьих, чтобы ездить на велосипеде по тротуарам, нужно иметь крепкие нервы
И пешеходов понять можно – когда в десятке сантиметров проносится железный конь со стокилограммовым ездоком приятного мало, а за детей вообще страшно.
Я, например, обязательно сигналю и замедляюсь при опасном сближении, просчитываю движение пешеходов заранее. Но, допустим, много ли опыта и рассудительности у подростков, оседлавших современные велосипеды?
В общем, жену от приобретения «велика» отговорил: так спокойнее. Да и сам катаюсь в основном ради удовольствия по вечерам, когда движение не столь интенсивно.
Концепция есть, денег нет
В начале этого года Совет Министров Беларуси принял концепцию развития велосипедного движения в Беларуси, которая определяет цели, основные направления и государственную политику в этой сфере. Региональные концепции появились и во всех областях.
В частности, предполагается, что доля использования велосипедов к 2030 году в городах с численностью населения 50 тыс. человек и более должна вырасти до 8-10%; с меньшей численностью и в поселках городского типа – до 15-20%; в агрогородках и сельских населенных пунктах – свыше 40%.
Приводятся и показатели безопасности, которые планируется достигнуть к 2030 году: количество пострадавших в ДТП велосипедистов должно снизиться как минимум на 25%.
Все это, конечно, хорошо, но вот пока конкретного финансирования под реализацию концепции нет. Хотя определенные подвижки на будущее намечаются. Заместитель директора по технической политике предприятия «Управление капитального строительства г. Витебска» Татьяна Хохлова рассказала, что после принятия концепции при проектировании всех новых микрорайонов обязательно запланировано строительство велодорожек.
Правда, активно застраивается сегодня в областном центре лишь микрорайон Билево, и в основном нововведения заметны там: обособленная от тротуаров велодорожка проложена по улице Генерала Ивановского, а вскоре будет и по ул. 33-й Армии.
В остальном придется довольствоваться в лучшем случае велосипедной полосой с соответствующей разметкой на тротуарах. Но даже такое, в принципе, экономичное решение проблемы – редкость.
Вячеслав Ласский: Концепция развития велодвижения предусматривает понижение бордюров в местах пересечения тротуара с проезжей частью, организацию велопарковок
По информации главного специалиста отдела ЖКХ горисполкома Вячеслава Ласского, отвечающего в том числе за велотранспорт, концепция развития велосипедного движения, принятая облисполкомом, предусматривает понижение бордюров в местах пересечения тротуара с проезжей частью, разработку соответствующей инфраструктуры при проектировании новых объектов, организацию велопарковок. Что же сделано?
4,5 км дорожной разметки по тротуарам на отдаленных улицах и проспектах да около 5 км трассы в пойме реки Витьба. И это в областном центре! Дело упирается в финансы. Например, в этом году в городском бюджете целевое финансирование велоинфраструктуры вообще не предусмотрено.
Неужели тесно?
Еще одна проблема, которую отмечают витебские власти, говоря о развитии велоинфрастуктуры, – исторически сложившаяся плотная застройка зданий, из-за чего в центральных районах города нет возможности оборудовать отдельные велодорожки или даже выделить разметкой часть тротуара.
В принципе, есть потенциал на улицах Терешковой, Московском проспекте, но для безопасного движения велосипедистов без реконструкции не обойтись, – рассказал начальник отделения организации дорожного движения УГАИ облисполкома Виктор Косенков, который, к слову, и сам велосипедист. – Проблема в том, что долгое время не было единой системы по созданию велоинфрастуктуры. Сейчас для этого нужны дополнительные средства, а емкость тротуаров Витебска не столь уж велика.
К слову, в соответствии с действующими техническими нормативами велодорожка как самостоятельный элемент должна иметь в свободных условиях ширину 2,5 с односторонним и 3 метра (двухсторонним движением). В стесненных условиях данные величины возможно уменьшить до 1,75 и 2,5 м.
При совместной прокладке велосипедной полосы и тротуара их общая минимальная ширина должна быть 4,5 м. В Витебске немного улиц, особенно в центре, с такими широкими тротуарами.
Выделение велосипедных зон на тротуарах тоже не панацея – слишком много конфликтных ситуаций
Велодорожка, обозначенная сплошной белой линией в метре-двух от края тротуара и нарисованным кое-где велосипедом, зачастую не очень понятна пешеходам. В отечественных ПДД четко не прописано, что велосипедисты на тротуаре с велоразметкой должны двигаться только по своей полосе, а пешеходы – по своей. Вот и причина конфликтов.
К слову, пешеход имеет право двигаться по отдельно оборудованной велодорожке, если рядом нет тротуара или пешеходной дорожки, но обязан уступать дорогу велосипедистам.
В свою очередь велосипедисты при отсутствии велодорожки могут ездить по обочине, тротуару или пешеходной дорожке и, соответственно, не должны создавать препятствий для пешеходов. Как же разобраться, кто виноват при столкновении с велосипедом?
Кто виноват?
Аварии с участием велосипедистов делятся по юрисдикции. Если столкновение произошло с механическим транспортным средством (машиной или мотоциклом), то разбором обстоятельств занимается ГАИ, если на тротуаре – в основном участковые милиционеры.
Начальник отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД облисполкома Александр Казючиц сообщил, что в первом полугодии в области произошло 11 ДТП с велосипедистами, два из них погибли.
Сотрудник ГАИ подчеркивает, что после пешехода велосипедист – самый уязвимый участник дорожного движения, который передвигается быстро, но, по сути, ничем не защищен (ПДД не требуют шлема, ярких жилетов при движении ночью).
– При этом велосипедисты игнорируют Правила дорожного движения, которые, как говорится, «написаны кровью», – отмечает Александр Казючиц. – Основное нарушение – пересечения проезжей части. На пешеходных переходах велолюбители обязаны вести железного коня рядом с собой, а не ехать на нем. Также встречаются те, кто садится за руль в нетрезвом состоянии или выезжает с обочин на дорогу, хотя необходимости в этом нет.
Трезвый велосипедист, впервые нарушивший ПДД, может отделаться предупреждением, а при управлении под градусом грозит штраф до 5 БВ
За создание аварийной обстановки сумма возрастает до 8 БВ, а при причинении легких телесных повреждений потерпевшему, ущербе транспортным средствам, а также бегстве с места ДТП – от 5 до 20 БВ.
Но если в разборе ГАИ все более-менее регламентировано, то о конфликтах на тротуарах этого не скажешь.
По информации заместителя начальника управления охраны правопорядка и профилактики УВД облисполкома Вячеслава Петкуна, в этом году в ОВД области поступило 24 (в 2017-м – 21) обращения граждан по факту наезда велосипедистов на пешеходов. В 14 случаях пострадавшими оказались дети.
– Наблюдается рост таких происшествий, – сообщает Вячеслав Петкун. – Правоохранители, конечно, проводят проверки, но определить виновных очень сложно. В этом году, например, не было фактов привлечения велосипедистов к административной ответственности за наезд на пешеходов. За это, кстати, грозит значительный штраф. Чаще всего проверка прекращается по причине примирения сторон или отсутствия умысла в причинении телесных повреждений пешеходам со стороны велосипедистов. В таком случае мы рекомендуем пострадавшим обращаться в суд в гражданском порядке для компенсации вреда здоровью или имуществу.
Мысли вслух
Вряд ли в ближайшее время велосипедистов станет меньше, значит и дорожных конфликтов и ДТП. В доработке нуждаются технические нормы, которые облегчат устройство инфраструктуры, да и ПДД нужно шлифовать.
Велосипедные сообщества предлагают разрешить переезжать на велосипеде регулируемый переход со скоростью пешехода, снять запрет на движение по проезжей части на небольших улицах с ограничением скорости и в сельской местности, где тротуаров, по сути, нет, заставить велосипедистов надевать световозвращающие жилеты при движении в ночное время и так далее.
Что из этого выйдет, покажет время. А пока велосипедист на тротуаре для пешеходов скорее враг, чем друг.
Фото Дмитрия ОСИПОВА.