Автор: . Дата создания:

Техосмотр – безопасность на дорогах. Но пока эту аксиому понимают не все. Как отметил начальник филиала УП «Белтехосмотр» в Витебской области Владимир Савицкий, на сегодняшний день около 38% от всех зарегистрированных в области транспортных средств (а их более 500 тыс.) получили разрешение на допуск к участию в дорожном движении.

 

По сравнению с прошлым годом число дисциплинированных автовладельцев увеличилось с 96 тыс. 812 до 173 тыс. 974. К концу года эта цифра немного подрастет. Но по-прежнему на диагностических станциях мало желающих проверить свою машину. Большинство предпочитают ездить без техосмотра. А значит, нет гарантии, что на дороги не выходят автомобили с плохими тормозами, неисправным рулевым управлением или внешними световыми приборами, которые в любой момент могут создать аварийную ситуацию или привести к трагедии.

Как отмечают сотрудники ГАИ, дорожно-транспортных происшествий, случившихся из-за неисправности транспортных средств, к счастью, не много, но они есть.

Госавтоинспекция совместно с филиалом УП «Белтехосмотр» в Витебской области проводит рейды по выявлению автомобилей, не прошедших техосмотр, штрафует за отсутствие разрешения на допуск к участию в дорожном движении, но ситуация кардинально не меняется. Почему? Ответ на этот вопрос мы и пытались найти в разговоре с Владимиром Савицким.

– Раньше владельцы авто ссылались на большую сумму госпошлины, которую нужно было уплатить перед тем, как приехать на диагностическую станцию. Теперь ее отвязали от техосмотра.

– Да, и в начале года наблюдался всплеск желающих пройти техосмотр. Это в первую очередь связано с тем, что с января нынешнего года вместо госпошлины введен транспортный налог, и он отвязан от техосмотра. Срок его уплаты – 15 декабря года, следующего за истекшим. В переходный период он составляет одну базовую величину. Автовладельцу должно прийти соответствующее извещение. Доплату транспортного налога за 2021 год потребуется произвести не позднее 15 декабря 2022-го. Подтолкнули автовладельцев и изменения в Кодексе об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительном кодексе об административных правонарушениях, которые вступили в силу с 1 марта 2021-го. В них законодательно закреплена возможность по результатам фотофиксации привлечения к ответственности автовладельцев, не получивших своевременно разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. А если собственники транспортных средств – юридические лица или индивидуальные предприниматели, штраф до 10 базовых величин получают не водители, а должностные лица.

– Но после всплеска вновь наступило затишье.

– Повлияла, я думаю, инерция. Владельцы авто приспособились ездить без разрешения на допуск к участию в дорожном движении. Шли на разные уловки. Создали даже свой канал связи, чтобы предупреждать, где стоит патрульная машина. Многие за несколько лет ни разу не получали ни предупреждения, ни штрафа. И величина его по сравнению с госпошлиной не пугала.

– Раньше водители жаловались, что нужно часами ждать своей очереди на диагностических станциях. Может, это отталкивает?

– В области 35 диагностических станций. В Полоцком районе работают две мобильные, обслуживают районы, где нет стационарных, в частности, Шумилинский, Россонский и Ушачский. Сегодня нет привязки к месту жительства, и можно пройти техосмотр в любом населенном пункте Беларуси. На всех универсальных ДС области, в том числе и мобильных, выдаются и продлеваются международные сертификаты технического осмотра. Свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке определенных опасных грузов выдаются на двух диагностических станциях УП «Белтехосмотр» – в Шарковщине и в Витебске на улице 6-я Суражская, 9а. Есть станции в областном центре, работающие без выходных. Кроме того, на прохождение техосмотра можно записаться предварительно, воспользовавшись сайтом УП «Белтехосмотр».

– Некоторые не спешат ехать на станцию, зная, что не пройдут техосмотр из-за ржавчины на крыле или разбитого бампера. А вкладывать деньги в кузовной ремонт не хотят. Так ли важен внешний вид автомобиля?

– Важно все. И исправность автомобиля, и его внешний вид. За короткий период мы избавились от так называемых ржавых консервных банок на дорогах. Люди поменяли машины или привели в порядок старые. Хороший хозяин будет смотреть за своим авто. Работники техосмотра руководствуются законодательством, согласно которому допускается отсутствие лакокрасочного покрытия размером до пяти сантиметров в двух местах, или по два сантиметра – в трех. Следы коррозии, дыры на кузове считаются серьезным изъяном, который требуется устранить.

– В последнее время прохождение техосмотра в некоторой степени облегчено. Я имею в виду не состояние автомобиля, а количество документов, которые прежде надо было иметь. Например, упразднена медицинская справка. Не надо тратить время и деньги, ходить по врачам, чтобы ее получить. Отменен и сертификат о техническом осмотре, который прежде нужно было получать в ГАИ и своевременно менять…

– Медсправку при прохождении техосмотра не требуют с начала прошлого года. Она нужна при получении водительского удостоверения и при замене прав. Но для себя лично лучше пройти медкомиссию, чтобы знать, можешь ли по состоянию здоровья управлять автомобилем или есть к этому противопоказания. С апреля 2020-го выдаваемый в ГАИ сертификат, на котором прежде ставился штамп о прохождении техосмотра, упразднен. В настоящее время водители получают разрешение на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении нового образца. Его не надо наклеивать на лобовое стекло, но нужно возить с собой и при проверке документов предъявлять инспектору ГАИ. Данное разрешение имеет несколько степеней защиты, его стоимость – 0.3 базовой величины (8 рублей 70 копеек). Оплачивать нужно предварительно, перед приездом на диагностическую станцию, в системе ЕРИП. Сегодня все диагностические станции области работают с электронными картами, прорабатывается вопрос и с электронным разрешением. Это будет удобнее. По желанию водитель может получить диагностическую карту на бумажном носителе, а также выяснить у инженера, какие выявленные неполадки следует устранить.

– Надо ли готовить автомобиль к поездке на диагностическую станцию?

– Да, к техосмотру надо готовиться. Следует помыть автомобиль, проверить наличие согласно перечню Минздрава лекарств в аптечке и их срок годности. Осмотреть огнетушитель, который должен быть поверен и исправен. Срок его службы в автомобиле – два года. Знак аварийной остановки должен быть установленного образца. Нужно также обратить внимание на шины. На зимней резине остаточная высота рисунка должна составлять не менее 4 мм, на летней – 1.6 мм, на каждой оси рисунок должен быть идентичен. Проверить работу стеклоочистителей, омывателей, фар и других осветительных устройств. Кстати, чаще всего машины не проходят техосмотр из-за неправильной регулировки света фар и нарушений в работе тормозной системы. Ручник держит недостаточно сильно либо обнаруживается неравномерное срабатывание механизмов. А бывает, во время осмотра тормозные шланги рвутся или лопаются тормозные трубки. А если бы такое произошло на дороге?! 

– Не секрет, что в прежние времена можно было получить штамп о прохождении техосмотра по знакомству или за деньги. На вашей памяти были такие случаи?

– Это просто практически невозможно. Факты коррупции в области изжиты давно. Люди, работающие на станциях, дорожат своей работой и репутацией. Кроме того, на всех диагностических станциях ведется фотовидеофиксация. Все компьютиризировано, и если обнаружены какие-то неполадки, это будет отображено на мониторе. Технику не обманешь. В любой момент можно проверить, на какой станции автомобиль проходил техосмотр и его диагностическую карту. Не следует забывать об уголовной ответственности как получающего, так и предлагающем у взятку.

– А жалобы от водителей вам поступают?

– В последнее время жалоб, касающихся прохождения техосмотра, нет. В основном обращаются за консультацией, связанной с последними нововведениями. Больше всего вопросов по налогу. Но это не наша компетенция, а налоговой службы. Но по возможности, стараемся пояснить.

– С какой периодичностью нужно проходить техосмотр?

– Каждые шесть месяцев проходят проверку легковые машины, микроавтобусы, минивэны, автобусы и прочий транспорт, рассчитанный на восемь и более мест, без учета водительского, используемый для коммерческой перевозки пассажиров, легковые возрастом более пяти лет, задействованные в обучении вождению.

Каждый год – легковые, грузовые авто, тягачи, прицепы с неустановленным годом выпуска и возрастом более 10 лет, массой не более 0.75 тонны. Раз в два года проверяют транспортные средства и прицепы массой менее 0.75 тонны, а также квадроциклы, мототранспорт возрастом менее 10 лет.

– Что, по-вашему, станет главным аргументом для водителей, еще раздумывающих над прохождением техосмотра или его принципиальных противников?

– На сегодняшний день – это контроль. Когда заговорили об установке камер, на станциях появились даже очереди. К сожалению, пока психология некоторых, а, судя по статистике, большинства водителей срабатывает на жесткий контроль. Если он видит знак населенного пункта, не всегда сбрасывает скорость, но перед камерой фотофиксации тормозит. Знает, что в случае нарушения, ему придет штраф. Если таким же образом камеры будут выявлять все машины без техосмотра, и человек будет знать, что ему обязательно нужно будет заплатить, – это станет весомым аргументом. Стоимость прохождения гостехосмотра и получения допуска к участию в дорожном движении обойдется в пределах 40 рублей. А во сколько обойдутся все штрафы? Не говоря уже о том, что человеческая жизнь бесценна! Автоинспектор останавливает машины выборочно, а камера фиксирует всех подряд. И ее не уговорить. Насколько я знаю, в 2022 году камеры на дорогах заработают в полной мере. Так что советую, не ждать января, а сделать себе подарок к Новому году – пройти техосмотр. Ведь это в первую очередь нужно самим водителям – знать, что их автомобиль в порядке. А значит, и дорога будет безопасной.

Фото Дмитрия ОСИПОВА.