После посещения кладбищ на Радоницу и Троицу некоторые жители Витебщины были в недоумении: неужели за место на погосте теперь придется платить? Такой вывод сделали из норм закона, размещенных на информационных стендах.
Место занято
Это были выдержки из решений исполкомов, принятых на основании Закона Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле», новая редакция которого вступила в силу 12 июля 2015 года. Именно данный документ регулирует все тонкости скорбного дела.
Закон предоставляет родственникам умершего выбор: либо доверить организацию похорон государственному спецпредприятию, либо взяться за это самостоятельно, получив пособие на погребение. За ним можно обратиться в течение шести месяцев со дня смерти. Его размер определяется на день кончины. В июне 2017 года эта сумма составляет 776,7 руб.
Как сообщила начальник отдела инвестиций и коммунального хозяйства управления ЖКХ облисполкома Светлана Лятяга, на Витебщине 3744 кладбища, более 96% из них – в сельской местности. Для предоставления места для захоронения и резервирования необходимо обращаться в соответствующий исполком.
Согласно ст. 35 закона безвозмездно участок для захоронения предоставляется по месту рождения умершего, по его последнему месту жительства, рядом с умершим супругом, близкими родственниками, а также по месту жительства лица, взявшего на себя организацию похорон.
За погребение посторонних в определенной местности людей предполагается оплата. Стоимость квадратного метра определяет местный исполком. К примеру, Витебский райисполком принял решение взимать плату в сумме 1,5 базовой величины за 1 кв. м.
Размеры бесплатных участков устанавливаются местными властями, но должны быть не менее 2,3 х 2,0 м для двухместного захоронения и 2,3 х 1,4 м для одноместного. Сколько брать за каждый сверхнормативный квадратный метр и за резервирование участка – дело каждого исполкома.
Так, в Витебском районе это 1 БВ за 1 кв. м, в Бешенковичском – 2 БВ. Какой по площади участок можно зарезервировать, также принимает решение исполком. К слову, Витебский горисполком такого постановления не принял.
– У нас есть решение райисполкома, но его действие пока приостановлено, никакой платы мы не берем. Если у человека стоит ограда на девять могил, а захоронено там двое, и мы скажем ему оплатить за пустые места, где же он такие деньги возьмет, тем более внести их нужно единовременно, – сказала управделами Островенского сельсовета Бешенковичского района Нина Антонова.
Такова реальность
Закон принят, но применить его сложно. Некоторые городские жители стремятся похоронить своих усопших родственников на деревенских погостах. И тут возникают сложности.
– Несмотря на то, что на всех кладбищах мы разместили стенды с информацией, за разрешением на захоронение обращаются единицы – хоронят, кто где хочет. На территории нашего сельсовета 48 погостов, и за всеми трем сотрудникам уследить физически невозможно, – отметил председатель Шапечинского сельисполкома Витебского района Святослав Драбцов. – Пока на кладбищах не будет смотрителей, этот закон до конца работать не будет, особенно на селе, где по традиции места на кладбище разбиваются самовольно и, как правило, сразу для всех членов семьи.
Кстати, в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях за самовольное захоронение предусмотрен штраф от 5 до 10 базовых величин, сегодня это от 115 до 230 рублей.
– Наша первичная задача – это инвентаризация, потому что в следующем году мы должны внести в регистр населения все захоронения с 2013 года с указанием фамилии, имени, отчества, дат рождения, смерти, места захоронения, номера сектора, ряда, участка, могилы. Ну а какие сектора, номера на деревенских кладбищах? – поделилась Нина Антонова.
– Всех местных и по жительству, и по рождению мы знаем поименно. Порой видим свежие могилы посторонних людей, хотя за разрешением никто не обращался и, уж конечно, никто ничего не оплачивал. В законе написано, что в таких случаях нужно перезахоранивать, но кто возьмет за это ответственность, да и за чей счет? – рассказала управделами Шапечинского сельсовета Светлана Панченко.
Святослав Драбцов вспомнил случай, как однажды попали на кладбище в тот момент, когда там шло погребение.
– Это такая деликатная ситуация. У людей горе, а я должен подойти и сказать: уважаемые, проедем в сельсовет, напишете заявление, оплатите место. Но смерть ведь, чаще всего, приходит без предупреждения. И порой люди соскребают последние копейки на похороны.
Пока собирала материал для статьи, столкнулась со слухами, что на витебском городском кладбище «Копти» место для захоронения предоставляется за плату и что оно вообще закрывается. Как оказалось, оно наоборот расширяется, а бесплатно здесь дается как основное место (что на всех кладбищах гарантировано государством), так и дополнительное, если расширение физически возможно, достаточно просто написать заявление. Плата, как и везде, берется только за услуги: копание могилы, вынос гроба и другие.
– Многие думают, что кладбище – это золотая жила. Но на самом деле это не бизнес, а людское горе, и наживаться на нем нельзя, – уверен смотритель кладбища «Копти» Александр Гусаков.
Фото Елены АЛИМОВОЙ.