Хуже детей
Доводилось ли вам смотреть по телевизору грустные истории о людях, ставших жертвами преступников, которые под различными благовидными предлогами проникали в дом и похищали деньги или ценные вещи, пока хозяин отлучался? Я лично видел подобные сюжеты много раз и задавался одним-единственным вопросом: как можно быть такими безответственными?
Жизненный опыт подсказывает, что лучше учиться на чужих ошибках, но гордость-то не дремлет: да что с тобой случится, ты же, в конце концов, не ребенок. Вот и выходит: детей учим следовать определенным правилам безопасности, а сами ими пренебрегаем. Хотите доказательств — пожалуйста. Кто открывает дверь, не глянув в глазок и не спросив: «Кто там?». Кто привык класть мобильный телефон или кошелек в прихожей и забывать защелкивать входной замок? Продолжать можно бесконечно, особенно если не ограничиваться темой статьи.
Однако есть люди, которые не спешат упрекать окружающих в безалаберности. Они утверждают: мошенники такие изобретательные, в состоянии облапошить не только одиноких пенсионеров, но и любого другого человека. Конечно, каждый волен думать, как хочет. Не собираюсь спорить, лучше расскажу о результатах проведенного мной эксперимента.
Подарок для вора
Эксперимент проводился в Витебске. Задача заключалась в следующем: зайти в дом к постороннему человеку и хотя бы на несколько минут остаться одному в помещении. Чтобы было, кому отвлекать хозяев, взял с собой на «дело» напарника — Александра. От использования поддельных документов, форменной одежды коммунальных и прочих служб решили отказаться. Если «масть» не ляжет и придется иметь дело с милицией, от этого будет только хуже. Поэтому лишь язык нам в помощь.
Кем представляться, долго не думали. Прокрутили варианты с проповедниками слова Божьего, волонтерами, предлагающими пожертвовать деньги на лечение тяжелобольного витеблянина, представителями инициативной группы, собирающими подписи за сокращение рабочего дня на предприятиях города. Согласитесь, благодатная почва для «развода». Но мы хоть и собирались воспользоваться простодушностью горожан, но все-таки не для наживы, политического или религиозного пиара. Поэтому выбрали нейтральную, но, по нашему мнению, безотказную схему: проверка счетчиков.
Главная роль в «спектакле» отводилась моему товарищу, которому предстояло, вооружившись блокнотом и ручкой, вместе с владельцем жилплощади снимать показания с приборов учета. А вашему покорному слуге оставалось воспользоваться отсутствием хозяина и… Сразу скажу, что ничего не крал, но, так сказать, для профилактики отмечал предметы, на которые позарился бы грабитель, подкладывая бумажку с надписью «Подарок для вора». Какая-никакая, но мотивация, повод для людей задуматься о своих поступках.
Что в коридоре лежит?
На промысел мы отправились в одну из многоэтажек по улице Чкалова. Первым препятствием, мешающим нам свернуть на «кривую» дорожку, стал домофон. Была суббота, обед, но открыли нам далеко не с первого нажатия кнопки. Кто-то не снимал трубку, другие бурчали непонятно что и обрывали связь. Один мужчина даже послал куда подальше, мол, объявления надо заранее вывешивать… Удача нам улыбнулась лишь на восемнадцатой попытке.
— Здравствуйте, мы к вам счетчики проверить, можно? — заговорил с хозяйкой мой напарник.
— Проходите, ребята, — пригласила нас женщина. — Сейчас покажу. Только у меня там беспорядок, извините.
— Ничего страшного. Где они у вас? Идемте, вы продиктуете, а я запишу.
И они направились к туалету, который — о, ужас! — находился в конце коридора. Я был перед ними как на ладони. Однако аккуратненько, шажок за шажком (благо Саша тоже занял грамотную позицию, заслоняя меня) подошел к тумбочке, на которой ранее приметил мобильный аппарат. В соседнюю комнату заходить не рискнул, чтобы не «спалиться»: там работал телевизор и мог кто-нибудь находиться.
В одной из следующих квартир я так и попался. Пока Александр записывал цифры с очередной «жертвой», я приоткрыл находившуюся рядом дверь. Хотел уже рвануть к серванту, где вроде бы увидел купюры, но затылком ощутил, что на меня кто-то смотрит. Оказалось, с кухни (пока я не дернулся в сторону, присутствие человека скрывал угол стены) за мной наблюдал мужчина, сидящий за столом.
— Прошу прощения, разрешите у вас водички попросить?
Меня бросило в пот, лицо раскраснелось, но хозяин квартиры оказался воспитанным человеком, поэтому то, что он подумал, осталось тайной. А принесенный стакан с водой предательски дрожал в моей руке.
Это происшествие значительно поубавило мне смелости. Больше попыток зайти в комнаты я не предпринимал. Тем не менее, после «обследования» двух подъездов бумажек «Подарок для вора» стало существенно меньше. Выходило, мы могли за пару часов «работы» обзавестись примерно 6-7 телефонами (не айфонами, конечно, но попадались и довольно дорогие модели), 4 сумками (не факт, что пустыми), 2 кошельками (в одном я точно видел 100-тысячную купюру).
Самое интересное, что никто из хозяев квартир не поинтересовался нашими документами или цифрами, которые мы фиксировали, не попросив даже подписаться. Кстати, похоже, канул в Лету и всем известный вопрос из-за двери: «Кто там?». Нам его задали всего пару раз.
Вот где Клондайк!
Честно говоря, хождение по этажам быстро утомило. Практически в каждой прихожей одно и тоже: на различных полках лежат телефоны, сумки, кошельки. Посмотрев на незнакомцев, домочадцы разбредаются по своим углам, доверяя сопровождение проверяющих матери или супруге. Но даже в таких, казалось бы, благоприятных условиях мошеннику не развернуться, особенно такому неопытному, как я.
Мысль поехать в частный сектор родилась, как говорится, с опытом, которого мы слегка поднабрались. Там площадь побольше, и люди в четырех стенах не засиживаются. Идею утвердили единогласно, после чего отправились в Лучосу.
— Только «легенду» нужно сменить, — резонно заметил Александр. — У них счетчиков, вероятнее всего, нет.
Вспомнили о приближающемся отопительном сезоне. На том и порешили: будем проверять соблюдение правил пожарной безопасности.
Не поверите, но опять никто не засомневался, кто мы такие. Только одна пенсионерка обратила внимание, что незнакомцы не из Госпожнадзора.
— А почему без формы? — строго спросила бабушка.
— Потому что мы не из МЧС, а из инспекции по борьбе с возгораниями при ДОСААФ. Содействуем, так сказать, органам, — отрапортовал Александр.
— А-а-а, понятно… И правильно, стариков одиноких, таких, как я, много. Нужно каждого обойти, чтоб беды не стряслось, ведь не все могут самостоятельно подготовиться к зиме. Что вам показывать?
Одинокая, значит… Они идут к печке, а я исчезаю за занавесками другой комнаты. Стыдно, но начинаю поиски того, чем можно поживиться. Времени затрачиваю минимум — деньги в ящике. Выхожу назад, а разговор все еще слышится где-то вдалеке. Компаньону даже ничего выдумывать не пришлось, собеседница сама подсказывает.
— Смотрите, тут непорядок…
— Знаю, милый, знаю. Приедет племянник на следующих выходных, замажет трещины.
— А вот здесь…
— Уберу все тряпки до того, как топить начну.
Самой большой опасностью для нас стали собаки, которые есть практически на каждом подворье. Животным лапши на уши не повесишь: лают на всех подряд и норовят вцепиться в штанину, как только приоткроется калитка. Без спроса не войдешь. А вот их хозяева не так умны: пускают неизвестно кого и показывают, что ни попросишь. По всему дому проведут, а на прощание еще и удачи пожелают.
Единственное «но» — денег на видном месте практически никто не хранит. Телефоны, мелкую бытовую технику мы могли уносить десятками, а вот «стабилизационный фонд» семьи скрыт от посторонних глаз, но, думаю, для профессиональных воришек — это не проблема, особенно если в запасе есть минут 15-25.
Поймите, я не призываю вас к тому, чтобы всех незнакомцев, приходящих в дом, подозревать в чем-то плохом. В спецодежде человек или нет, попросите его предъявить удостоверение — такая просьба не оскорбительна. «Корочка» должна быть у каждого представителя госучреждений или какой-либо другой организации.
Но даже изучив документы, не оставляйте незваных гостей одних в помещениях. Мало ли что. Ведь форма и документы могут быть «липовыми».