Уловка №1. Махинации с весом
Все чаще крупы и сахар расфасовывают не по 1 кг, а по 900 г, молоко разливают не в литровые пакеты, а в упаковки по 900 мл. Вроде близко к круглой цифре, но товара внутри на 10% меньше.
И вот новая обманка — производители стали играть на том, что мы бессознательно ставим знак равенства между массой и объемом, ведь 1 л воды весит 1 кг. Производитель пишет на пакете кефира «900 г», и складывается впечатление, что вы покупаете 900 мл напитка. Но большинство молочных продуктов тяжелее воды. Например, плотность кефира 1,031 кг/л. Простой расчет показывает, что в этом пакете будет 873 мл, а вовсе не 900.
Совет: Покупая продукт в жидком виде, ориентируйтесь на его объем (литры, миллилитры). Покупая крупу или сахар — на массу (граммы, килограммы).
Уловка №2. Обман зрения
Вы видите на полке упаковку знакомого с детства сливочного масла и кладете ее в корзину, не читая состав. А уже дома обнаруживаете, что это не масло, а спред (мягкое масло с долей растительного жира), а то и вовсе маргарин. Производитель написал название маленькими буквами, зато дизайн упаковки (рисунок, орнаменты, сочетание цветов) без зазрения совести взял с другого, более качественного продукта. В супермаркете эти товары могут лежать на одной полке.
Совет: Внимательно смотрите на ценник, ищите точное название товара на упаковке, чтобы убедиться: это действительно то, что вы хотите.
Уловка №3. Очевидные факты
Если на бутылке растительного масла написано «без холестерина», кажется: продукт безвредный. Подвох в том, что холестерина в нем и не может быть, — ведь масло не животного, а растительного происхождения. Также смешна надпись на бутылке питьевой воды «0 калорий». Другой пример — сосиски «без сои». Но обычные сосиски и не могут ее содержать. Сосиски из сои – иной продукт, так называемый соевый текстурат, заменитель мяса, и писать на их упаковке слово «сосиски» нельзя.
Совет: При выборе не обращайте внимания на яркие призывные надписи, обещающие отсутствие чего-то. Куда показательнее состав продукта и срок годности.
Уловка №4. Состав с подвохом
Графа «Состав/ингредиенты» предоставляет широкие возможности для манипулирования сознанием потребителя: то, что написано крупными буквами на лицевой стороне товара, может совсем не соответствовать тому, что находится внутри. Пельмени или колбаса «из мяса молодых бычков» выглядят куда привлекательнее, чем сделанные из свинины и даже говядины. Но, если вчитаться в состав продукта, первым делом обнаружится «мясо птицы меха нической обвалки» (паста из мышц, мягких и соединительных тканей кур — главное сырье для мясных полуфабрикатов). Далее могут быть указаны свинина, говядина, крахмал, белок растительный и пр. Производитель выбрал наиболее привлекательный из компонентов (говядину) и превратил его в «мясо молодых бычков». Аналогичным образом рыбный фарш «сурими» превращается в «филе белой рыбы» на упаковке крабовых палочек.
Совет: Читайте о продукте на контрэтикетке (мелким шрифтом), а не рекламные выноски на лицевой стороне.
Уловка №5. «Лучший продукт»
Маркетологи любят снабжать товар характеристиками, возвышающими его среди остальных: «шампунь №1», «самый вкусный сыр» и пр. Другой вариант этой же уловки — намек на некие исследования: «заметный результат за 2 недели», «помогает укреплять иммунитет» и т. д. Такие надписи сопровождаются сносками — маленькими звездочками в углу. Подробности — на обратной стороне упаковки мелкими буквами. Там вы прочтете, что компания-производитель провела свое собственное исследование или получила заключение, где, по сути, нет ничего удивительного. Например, НИИ эпидемиологии подтверждает, что ежедневное потребление данного йогурта «в рамках сбалансированной диеты и здорового образа жизни способствует укреплению иммунитета». Ключевые слова — про диету и образ жизни. Они и без йогурта укрепят иммунитет.