Автор: . Дата создания:

Пришли, рассказали, установили. Так в трех словах можно описать ситуацию, в которой оказался наш читатель из Глубокского района. Сделка с представителями частной компании совершена по закону, но от этого на душе у пожилого человека не легче. Внимательно перечитывая договор об установке системы очистки воды, мужчина не теряет надежду вернуть потраченные деньги. А еще он надеется, что его рассказ послужит другим в назидание.

Аргументы без фактов 

Николай Павлович – ветеран труда. Стаж работы превышает 40 лет. Проживает пенсионер вместе с супругой в городском поселке Подсвилье.

– 14 мая незнакомый молодой человек позвонил в дверь. Он был разговорчивый, вежливый и внимательный. Представился, – вспоминает Николай Павлович. – Название витебской фирмы, которую он представляет, подчеркивает специфику работу. Предложил проверить качество воды. Пригласили зайти, не стоять же на пороге. Гость спросил, можно ли посмотреть ванную комнату, туалет, кухню. Открыл кран и развел руками: такую воду пить нельзя, нужно ставить фильтр.

В этот момент в квартиру зашел его коллега, который подтвердил озвученный вердикт. Никаких сложных терминов, объяснял все по-простому, убедительно. Молодые люди говорили, что в течение года фильтры будут ставить во всем поселке. Очередь будет колоссальная, придется ждать. Но так как в квартире проживают только пенсионеры, фирма готова сделать умопомрачительную скидку: вместо 580 рублей необходимо заплатить 290.

Николаю Павловичу исполнилось 73 года, его жене – 74, здоровье подводит, а тут заботливые профессионалы, не дожидаясь, пока их позовут, пришли домой, все показывают, объясняют. Гарантия 12 месяцев, да еще и скидка большая. Как не согласиться?

– Все произошло быстро, даже дочерям забыли позвонить, чтобы посоветоваться, – продолжает рассказ Николай Павлович. – Представители фирмы попросили принести паспорта, сфотографировали нужные странички на телефон, пенсионные удостоверения не понадобились. Стали оформлять документы. В договоре было прописано, что установка проводилась с нашего согласия, что мы получили информацию в полном объеме, ознакомились с прейскурантом, что полностью отдавали себе отчет в своих действиях и никто не принуждал нас ставить подпись. В документе указано, что товар обмену и возврату не подлежит.

290 рублей для пенсионеров – сумма не маленькая. Как раз на днях начислили пенсию. Николай Павлович отправился к банкомату, чтобы снять деньги с карточки. Продавец любезно предложил подвезти, хоть идти-то всего 5 – 10 минут. Всю дорогу молодой человек описывал прелести фильтра, говорил, как люди довольны. Лишь спустя время пожилой мужчина понял, что таким образом парень не давал ему поразмыслить, в том числе о высокой цене.

– Он остался ждать у машины, я снял нужную сумму и отдал, – продолжает пенсионер. – Продавец сел в автомобиль и уехал, так как спешил. А в это время его коллега завершал установку фильтра и попутно объяснял супруге, что к чему. Когда я зашел на кухню, то спросил: «А сколько воды за день сможет очистить это устройство?» Он удивленно посмотрел на меня и ответил, что фильтр устанавливается для того, чтобы пить чистую воду из-под крана стаканами, не опасаясь за здоровье, чтобы наливать ее в чайник, готовить еду. В трубах вода осталась прежней.

Проверив надежность крепления, мужчина собрал инструменты, выписал квитанцию и раскланялся. На радостях супруги решили позвонить дочерям. Пока жена рассказывала, что к чему, к Николаю Павловичу пришло осознание нецелесообразности поспешной покупки.

– Получается, чтобы вскипятить чайник, суп сварить, я, считай, 300 рублей заплатил? А ведь фильтры-то дорогие, их регулярно менять нужно! Досадно до слез, – говорит он. – Хотите – верьте, хотите – нет, ни одного глоточка очищенной воды, так и не выпил. Реквизиты, контактный номер телефона фирмы прописаны в документе. До заботливых помощников долго не могли дозвониться. Наконец, сняв трубку, пообещали приехать. Ждем.

Доверять, но проверять 

В тот же день Николай Павлович написал заявление в Глубокский РОВД. В ходе рассмотрения дела правонарушений не выявлено. Документы в порядке, есть чек, подтверждающий передачу денег.

– Наши люди излишне доверчивы, – говорит начальник отдела уголовного розыска криминальной милиции Глубокского РОВД Василий Орлов. – Готовы любого, кто постучит в дверь, радушно встретить, поверить каждому слову. Если бы хоть на миг задумались, возможно, поступили бы иначе. Нужно стараться всегда внимательно, взвешенно подходить к решению любого вопроса, особенно если речь идет о большой сумме денег.

– Ситуация, в которой оказался Николай Павлович, огорчает, ведь ее можно было бы избежать, – отмечает заместитель председателя Глубокского райсовета депутатов Эдуард Длужневский. – Работникам сельсоветов, наверное, следует больше рассказывать сельчанам о том, как поступать в подобных случаях, заранее предупреждать о том, что в населенном пункте представители той или иной компании будут оказывать определенные виды услуг.

– К нам работники данной фирмы не обращались. О том, что приезжали, мы узнали по факту, – подчеркивает председатель Подсвильского сельисполкома Анатолий Ерошевич. – Информацию о том, что в ближайшие месяцы в горпоселке повсеместно будут установлены фильтры для воды, слышу впервые. В данной ситуации актуален совет: если к вам приходят в дом и говорят о проведении подобных мероприятий, не поленитесь, позвоните нам, переспросите. Возможно, услышав компетентный ответ, вы измените свое решение.

Директор филиала «Докшицыводоканал» УП «Витебскоблводоканал» Андрей Шнитко на вопрос о качестве воды в Подсвилье также дал четкий ответ:

– В городском поселке исправно работает станция обезжелезивания воды, нареканий от населения не поступало. Более того, проводимые лабораторные исследования подтверждают соответствие нормам. Подобных случаев, чтобы в сельскую местность приезжали и устанавливали фильтры, не слышал, это услуга дорогостоящая, чаще на нее соглашаются жители больших городов. Мой совет людям старшего возраста: не спешите всецело доверять специалистам частных компаний, которые неожиданно решили проявить заботу о вашем здоровье, не принимайте самостоятельно опрометчивых решений.

Не спешите покупать! 

Если к вам домой пришли продавцы кастрюль, сковородок, другой кухонной утвари, бытовой химии, о приобретении которых вы не задумывались до сего момента, стоит ли выслушивать их долгие рассказы, отвечать на вопросы? Может, лучше сразу отказаться. Продолжая беседу, вы начнете сомневаться и вскоре согласитесь с тем, что именно о такой термокружке мечтали всю жизнь.

Специалисты советуют отвлечься, посмотреть на ситуацию со стороны, спросить у себя: «Надо ли мне это и что я буду делать, если вещь разонравится?» Позвоните детям, друзьям, соседям. Может, и вправду, данный товар сложно купить на рынке, он качественный и вам необходим. В любом случае – не спешите, узнайте, кому в вашем населенном пункте оказали подобные услуги ранее.

Что же касается ситуации, в которой оказался Николай Павлович, то вопрос пока остается открытым. Представители фирмы обещают, как вариант, вернуть часть денег, ссылаясь на то, что фильтр подключен и претензий к качеству нет. Есть и еще один вариант – обращение в суд.

Фото из открытых источников.