Автор: . Дата создания:

Всем известно, что характер человека формируется с самого раннего детства. Одни дети приспосабливаются к окружающей действительности, к многочисленным требованиям и правилам взрослых, становясь послушными и исполнительными. Таких детей называют «удобными»: с ними не нужно возиться, их не приходится наказывать, они не раздражают и не заставляют краснеть. Мечта, а не ребенок...

Но есть и другие дети. Те, которые не хотят сидеть, стоять или ложиться спать по команде. Они не понимают неаргументированных запретов и не считают нужным лишать себя удовольствия познавать окружающий мир только потому, что кому-то из взрослых это не нравится. Напротив! Они хотят быть в эпицентре всего, хотят править всем и, как говорят, брать от жизни все. Они непрерывно куда-то бегут, лезут, что-то берут и обязательно ломают. Именно таких называют «неудобными». Оказавшись в саду или школе, ребята попадают в ловушку из правил, границ и чужих мнений. Они становятся настоящим испытанием (если хотите) для воспитателей и педагогов. Кому-то из таких детей удается на пути во взрослую жизнь из «неудобного» ребенка превратиться в личность, сильную и неординарную. Часть из них просто ломается и остается загнанными в рамки и комплексы на всю свою жизнь.

Покладистый ребенок = хорошо? 

В большинстве своем «удобным» ребенком можно легко манипулировать, его запросто можно отодвинуть на второй план, и он вряд ли это заметит. А теперь ответьте на вопрос, хотелось бы вам как родителям, чтобы такое происходило с вашим чадом? Думаю, ответ будет отрицательным.

Тогда кто такой «неудобный» ребенок? Может быть, тот, с кем не работают привычные схемы воспитания? Или тот, кто может давать отпор и говорить решительное «нет»? На эту тему мы поговорили с детским, семейным психологом, специалистом по вопросам  развития социальных навыков у детей и семейной коммуникации, арт-терапевтом Яной Голубевой (yanafamilly@gmail.com). Специалист убеждена, что родителям необходимо вычеркнуть из своего лексикона ярлык «неудобный».

– Если обратиться к самой простой гиппократовской классификации типов темпераментов или более сложной, Карла Леонгарда, акцентуации характеров, то мы увидим, что есть большая группа людей, которые медленные, тихие, спокойные или пугливые, а другие (сангвиники и холерики, например) – более быстрые, активные, коммуникабельные, смелые, – говорит психолог. – Из других классификаций также можно выделять людей более активных и более пассивных, ведомых и ведущих, подчиняющихся и доминирующих и т.д. Исходя из этого, можно сделать вывод, что «неудобная» скорее сама система образования для большого количества детей. Любому родителю жизненно необходимо вставать на сторону ребенка, одобрять его природу, находить подтверждения тому, что он имеет право быть таким, какой есть. Это первый шаг для того, чтобы принять и защитить свое чадо.

Дабы в будущем избежать конфликтных ситуаций, родителям изначально было бы неплохо при разговоре с учителями и воспитателями указывать на особенности своего ребенка. Отстаивать его поведение и в принципе занять сторону сына или дочери. Именно это не даст спровоцировать подростковую реакцию типа: «Ты меня не понимаешь, ты всегда против меня, у тебя они всегда хорошие, а я плохой» и т.д.

Понятно, что с воспитателями и учителями лучше найти общий язык и не ругаться. Помните: рассказывая о достоинствах ваших детей, вы как бы повышаете их ценность в глазах педагога, презентуете их лучшие качества, знакомите с индивидуальными особенностями. Поверьте, со временем воспитатель или учитель начинает смотреть на вашего ребенка вашими же глазами.

Можно ли перерасти «неудобность»? Расскажите о правилах, принятых в том месте, которое посещает ребенок, постепенно адаптируя самих себя и свое чадо к условиям обучения. Если это делать в позитивном ключе, то ребенок запоминает доброжелательную атмосферу и, скорее всего, примет правила. Если же это делать с негативом, ребенок может перейти на другую сторону и начнет бунтовать и делать все с точностью до наоборот.

– Ко мне на консультацию приходят родители или приводят детей с разными проблемами, – продолжает психолог. – В последнее время все чаще слышу фразы: «Нам учитель сказал, что нет спасу от нашего ребенка: ничего не делает, не слушает, мешает вести урок», нередки случаи нервных тиков, истерик. В таких случаях работаю с ребенком, проигрывая сцены со школы, ищу новые модели поведения, а с родителями обязательно беседую об особенностях их чада. Если, предположим, ему до 7 лет, то совместно подбираем подходящий способ урегулирования поведения.

Родителям активных детей важно понять, что система образования не предполагает обучение всех типов личностей. Главное – вовремя встать на сторону ребенка, обратить внимание на достоинства и улучшать, развивать сильные стороны, вместо того чтобы фокусироваться на недостатках и сравнивать детей. Ведь у каждого ребенка свой набор генов, свои когнитивные способности, свой ритм, своя семья, не похожая ни на какую другую со своими ценностями и потребностями, которые могут отличаться от образовательного плана учреждения. И вообще, задайте себе вопрос: а вы на самом деле хотели бы покладистого, ведомого, подчиняющегося, тихого и скромного ребенка? А главное – не иногда, а всегда! Хотели бы?

Диагноз против характера 

Сейчас на каждом углу можно услышать про гиперактивных детей. Но не стоит ставить знак равенства между гиперактивными и неусидчивыми. Первое явление – это неврологические и поведенческие нарушения, свойственные детскому возрасту. Данное состояние может быть следствием перинатального поражения нервной системы либо быть составной частью синдрома гиперактивности и дефицита внимания. Другими словами, гиперактивность – часть диагноза, а не сам по себе диагноз. Определяет данное нарушение только врач, но никак не учитель или воспитатель в детском саду. Такие дети страдают нервными тиками, энурезом, постоянным двигательным беспокойством (можно замечать повторяющиеся движения: бег, постукивание ногой и т.д.). А ребенок-непоседа просто чересчур любознательный, часто доминирующий, а значит, не любит слушаться, принимает собственные решения, смелый, способный отстаивать свою позицию, не подчиняться правилам поведения. Про таких часто говорят: «ему все как с гуся вода» – его ругают, а он быстро отходит или вообще не обращает внимания. Но это все норма, и родители, как правило, справляются с такими отпрысками, а вот учреждения образования – нет.

Активные дети обучаемы, но, к примеру, стихотворение они могут учить, ерзая по шведской стенке, читать за столом, а под столом выплясывать хип-хоп, а может, и вовсе устраивать серьезное противостояние, ругаться, истерить, убегать, только бы «не скучное письмо в зеленой тетрадке».

Обнимайте, играйте, целуйте 

Для того чтобы немного облегчить жизнь родителям непосед, детский психолог дала несколько дельных советов:

Родителям активных детей необходимо понять, кто их ребенок. Для этого можно сходить на диагностическую консультацию к психологу и получить подтверждение, что с чадом все в порядке, и далее спокойно заниматься объяснением правил и последствий за их невыполнение.

Ментально встать на сторону ребенка, видеть в нем достоинства, а не недостатки. Много говорить о правилах поведения: где можно бегать, кричать, ругаться и с кем, а где нельзя.

Говорить с педагогами об особенностях вашего чада.

А самое главное, помните: никогда не ругайте ребенка за его природу, за активность, любознательность и смелость!

– Детям важны правила и последствия в случае их невыполнения. Правила и границы дозволенного – это то, что дисциплинирует ребенка, и то, что очень необходимо таким детям. На правила необходимо опираться и ссылаться при воспитании. Также важны последствия. Если ваши последствия – насилие в любом проявлении, то таким образом вы говорите ребенку, что любимый человек может причинять физическую боль. Последствия должны быть логичными. Порвал штаны – иди в угол! Это нелогично, а, например, порвал штаны, значит, садись зашивать – логично. Ударил соседа по парте – никаких гаджетов: нелогично. Ударил соседа – серьезный разговор о том, как это получилось, как можно было избежать, извинения: логично.

Простой, но действенный совет напоследок: любите своих сыновей и дочерей, играйте с ними, обнимайте и целуйте. И не забывайте, что дети, которых любят, становятся взрослыми, которые могут любить!

Важно помнить, что поддерживая и фокусируя ребенка на его достоинствах, родители закладывают фундамент здоровой психики. А критикуя, ругаясь, требуя усидчивости от «непоседы», вешая ярлык «неудобный» (даже произнося в уме), вы метафорично закладываете деструктивную идею, негативное убеждение ребенка о самом себе: со мной что-то не так, я не такой, как все, я плохой.

Фото из открытых источников.