Автор: . Дата создания:

В 2007 году Главой государства подписана Директива № 3, определяющая основные задачи и пути развития белорусской экономики. Ее положения остаются актуальными и в настоящее время.

В соответствии с Директивой одной из основных задач, которые необходимо решить в целяхукрепления экономической безопасности государства, является обеспечение планомерной диверсификации экспорта, в том числе для освоения новых рынков сбыта белорусской продукции. В этой связи должностными лицами таможенных органов Республики Беларусь в целом, и Витебской таможни в частности создаются максимальные условия для ускорения и упрощения таможенных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Указанная цель достигается, в том числе посредством использования электронного таможенного декларирования и автоматического выпуска товаров (то есть без участия должностных лиц таможни), что позволяет значительно сократить временные затраты участников внешнеэкономической деятельности, связанные с оформлением экспортных поставок.

Сегодня в таможенных органах бумажный документооборот сведен к минимуму, почти все таможенные декларации на товары белорусскими участниками внешнеэкономической деятельности подаются в электронном виде. В результате Витебская таможня осуществляет выпуск свыше 75 % партий товаров, вывозимых за пределы таможенной территории ЕАЭС, в срок, не превышающий пяти минут.

Наряду с этим постоянно расширяется перечень товаров для автоматического выпуска и круг лиц, участвующих в нем. По итогам работы за 1-ое полугодие 2022г. Витебской таможней в автоматическом режиме выпущено более 34 % экспортных партий товаров.

Помимо этого, Директивой предусмотрено, что наибольшую актуальность в сфере экономической безопасности страны, среди прочего приобретает увеличением высокоэффективных инвестиционных проектов. В этой связи в качестве приоритета государственной инновационной политики Директивой определено развитие высокотехнологичных направлений национальной экономики, основанных на использовании био- и нанотехнологий, информационных технологий, новых материалов с заданным уровнем свойств. При этом следует сконцентрировать усилия на создании в Республике Беларусь инновационной и производственной инфраструктуры, необходимой для организации производств, основанных на технологиях V и VI технологических укладов.

В этой связи заметим, что в Республике Беларусь, являющейся членом ЕАЭС, стимулируется привлечение инвестиций, в том числе путем предоставления льгот по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых в рамках реализации инвестиционных проектов.

В частности, возможность использования льгот по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС в рамках реализации инвестиционных проектов, предусмотрена решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза».

Согласно подпункту 7.1.11 пункта 7 данного Решения технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые для исключительного использования на территории государства-члена ЕАЭС в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства-члена ЕАЭС, освобождаются от ввозной таможенной пошлины в соответствии с законодательством этого государства-члена ЕАЭС.

В развитие положенийуказанного правового акта, а также в целях создания дополнительных условий для осуществления инвестиций в стране Президентом Республики Беларусь в 2009 году был подписан Декрет № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь».

В соответствии с положениями Декрета технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему при ввозе их на территорию Республики Беларусь для исключительного использования на территории Республики Беларусь в целях реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики), освобождаются от ввозных таможенных пошлин (с учетом международных обязательств Республики Беларусь) и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами.

Основанием для предоставления льгот в отношении указанных товаров является представление в таможенный орган заключения, выданного государственным органом или исполкомом, заключившими от имени Республики Беларусь инвестиционный договор, подтверждающего назначение ввозимого (ввезенного) технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему для исключительного использования на территории Республики Беларусь в целях реализации инвестиционного проекта.

В целях оперативного принятия решений о выпуске товаров с применением указанных льгот обмен информацией между органами, выдавшими подобные заключения, и таможенными органами осуществляется в настоящее время с использованием информационных технологий, что позволяет минимизировать время проведения таможенных операций в отношении таких товаров.

В случае если по каким-либо причинам декларант не воспользовался предоставленным ему правом на получение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов при ввозе и декларировании таможенному органу товаров, ввезенных в рамках реализации того или иного инвестиционного проекта, согласно положениям пункта 4 статьи 35 Налогового кодекса плательщик вправе использовать такие льготы после выпуска товаров, если обязанность по уплате этих платежей возникла в период действия правовых оснований для использования указанных льгот и не истекло три года с даты выпуска товаров.

Подводя итог сказанному выше, можно отметить, что внедряемые таможенной службой технологии соответствуют передовым практикам и позволяют улучшить бизнес-среду в государстве, повысить эффективность таможенного администрирования и расширяют возможности для участников внешнеэкономической деятельности. 

По материалам Витебской таможни.