Автор: . Дата создания:

Приближение Пасхи навевает особое настроение, напоминая мне, что я крестница и крестная мать. Потому что этот ассоциирующийся со светом и добротой день, вопреки атеистическому времени моего детства, на всю жизнь оставил в душе отзвук не просто праздничного – возвышенного общения, в первую очередь с крестными родителями.

А ведь, как и другие христианские традиции, давний, нужный и полезный институт крестных и крестников после десятилетий воинствующего атеизма чуть было не исчез из обихода. Оставалось эхо, точнее – название. Что за ним стоит, правильно могут объяснить священнослужители, благо многие сегодняшние родители стремятся крестить своих детей.

 – Главными обязанностями крестных родителей, или, говоря церковным языком, восприемников, являются наставления в вере своего крестника, молитва о нем и помощь, в первую очередь духовная и душевно-житейская. Материальная поддержка – только элемент этой опеки. Важно такое влияние на жизнь крестника, чтобы он вырастал достойным человеком, христианином. Древняя практика предполагала, особенно на случай чрезвычайных обстоятельств, одного крестного – по полу ребенка: мальчику – мужчину, девочке – женщину. В идеале должны быть оба. Крепкая духовная связь между крестником и крестными родителями – это благо, великая милость Божья, – говорит первый проректор Витебской духовной семинарии, настоятель храма Воскресения Христова, протоиерей Константин Изофатов.

В 1950-х годах детей крестили тайно. На моей малой родине храм сгорел во время войны. Чтобы выйти из положения, несколько бабушек, включая мою, пригласили на дом православного батюшку, который и окрестил сразу почти половину моих будущих одноклассников.

У меня и двух младших сестер общие крестные родители. Кровной родней нашей семье они не приходились, однако и малейшего сомнения не возникало, что эти люди – не чужие.

Мама объяснила, что крестных испокон века выбирали среди уважаемых мужчин и женщин. Чтобы они согласились участвовать в обряде, «кандидатам» несли подарки, пусть и скромные. После церковного обряда восприемники от купели между собой и по отношению к родителям крестника в просторечии звались кумовьями. Даже судя по фольклорным упоминаниям, в давние времена они играли важную роль в жизни любой семьи. Если по воле судьбы ребенок оставался без родительской опеки, заботу о нем должны были взять на себя крестные.

В день моего рождения крестные приходили поздравить, приносили лакомства, игрушки. На Пасху – обязательно крашеные яйца, домашнюю сдобу, сладости. Правда, смысл приветственного «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» детям объяснять в те времена было не принято, поскольку в школе говорили, что праздник религиозный и отмечать его не следует.

Избрание крестным обязывало и воспринималось не только как почетное, но и ответственное звание. Поэтому если в семье случались неприятности, на помощь спешили кумовья. Мои родители не оставались в долгу перед ними. Так велела жизненная традиция.

Мой крестный – партизан Великой Отечественной войны – жил в доме напротив. Это был наглядный пример хорошего семьянина, трудолюбивого хозяина, просто порядочного человека. Я никогда не слышала от него плохих слов в адрес кого бы то ни было, не видела пьяным. Крестная – вдова фронтовика – полвека отработала медсестрой. Все мое детство она обо мне заботилась. Умела делать «совсем не страшные» уколы. Если мои родители уезжали куда-либо, то меня, маленькую, отводили именно к ней.

Позже обязательно интересовалась моими школьными, а затем студенческими, профессиональными и семейными делами. В каждой ситуации умела найти правильные слова, дать полезный совет.

Наведываясь на свою малую родину, всегда бываю на кладбище – поклониться кровной и крестной родне.

Рискну поделиться и собственным четвертьвековым опытом в роли крестной матери. Посвящение в эту почетную «должность» произошло не очень благоприятной порой. Помню немало примеров, когда кровным и крестным родителям угрожали служебные неприятности из-за крещения младенца.

Для совершения обряда приходилось возить детей в другой город. А там крестными оказывались совершенно случайные люди, с которыми потом и встретиться не выпадало, не то что породниться, подружиться. В церкви тогда записали только имя моего крестника. И крестного ему не нашлось. Лишь бы кого родители приглашать не хотели, а тот, кому было предложено, опасаясь за «репутацию» (а вдруг начальство прослышит), на церемонию прийти не отважился.

С крестником у меня сложились хорошие отношения. Зовет меня не «тетя Галя», а крестная. Знаете, очень приятно. Руководствуюсь примером моих крестных родителей – влиять добром.

Когда крестник был маленьким, мы вместе ходили в «наш день» в храм, где произошел важный для обоих обряд. Ставили свечки, желая родным и знакомым здоровья. Чтобы объяснить мальчику значение всего этого, ответить с каждым годом на все большее число вопросов, приходилось готовиться. А как иначе?

«Светская» часть программы состояла из посещения музея или театра, сладкого стола с чаем. Было нам о чем поговорить, что обсудить и при встречах в обычные дни. Как, кстати, и с его родителями.

Мальчишке ни в каких своих делах не хотелось выглядеть перед крестной плохо. В итоге вырос трудоголиком, отцом семейства. На его свадьбе мне было отведено почетное место, пригласили и на крещение сынишки. Я очень дорожу таким уважением. А недавно мой крестник стал крестным отцом – значит, духовная эстафета продолжается.

Крестное родство объединяет разные поколения, учит доброму и детей, и взрослых. К высокому смыслу, великому таинству крещения суждено крепиться на всю жизнь приязненным отношениям между людьми, связанными древним обрядом. Это не имеет цены. Ведь не случайно гласит многовековая народная мудрость: духовное родство пуще плотского.

Фото Дмитрия ОСИПОВА