В начале августа на Витебщине, как и по всей стране, начались перебои в работе служб такси. Дело в том, с 1 августа все такие машины должны были быть оборудованы новыми системами контроля налоговых органов (СКНО), но, надеясь на очередное продление сроков, многие перевозчики об этом заранее не позаботились. Когда этого не случились, массовые обращения таксистов резко увеличили сроки установки нового оборудования. В итоге многие из них сейчас не могут работать на линии в ожидание установки СКНО - санкции за работу «по-черному» очень суровы. Какова ситуация на Витебщине, узнал корреспондент «ВВ».
В начале августа вместе с сотрудниками отдела оперативно-контрольных мероприятий областной ИМНС побывал в рейде по выявлению таксистов, работающих без СКНО. По словам начальника отдела Евгения Нестеренко, нарушители есть, но обнаружить их несложно – новый прибор крепиться на лобовое стекло и хотя достаточно компактный легко визуализируется. СКНО – устройство, позволяющее дистанционно контролировать выручку, которая проходит через кассовый аппарат. Как и обыкновенный модем, оно передает информацию (данные от кассового оборудования о платежных документах, денежных и административных операциях, отчетах) в центр обработки. Есть GPS-модуль, который при необходимости позволит проанализировать маршрут такси, соблюдение режима труда и отдыха (можно работать не более 12 часов подряд, затем нужен перерыв) и так далее. В качестве бонусов налоговая обещает отказ от таких морально устаревших инструментов контроля и учета, как ведение книг кассира, формирование и хранение контрольных лент кассового оборудования, отмену действия нормы по замене кассового оборудования, зарегистрированного в налоговом органе по истечении 6 лет с даты его первой регистрации.
С начала августа налоговики уделяют таксистам пристальное внимание, активно используя тактика «контрольной закупки». Вот и мы с налоговыми инспекторами и сотрудниками транспортной инспекции выехали на проверку точечно. По оперативной информации в одной из служб такси Витебска работают машины, не оснащенные, как следует. Проверяющие не ошиблись: прибывший по вызову водитель хотя и включил таксометр при перевозке пассажиров, но ни про какой СКНО «не знал», мол, машина не его, а перевозчика - он лишь наемный работник. Правда, совершенно неожиданно он попытался сбежать. Правда, безуспешно, так как транспортники вовремя заблокировали такси. Стремление уйти от внимания налоговиков понятно – очевидно, что водитель, скорее всего, останется в ближайшее время без работы. Разбор полетов продолжился в ИМНС: не оснащенное СКНО такси с 1 августа не может выезжать линию и в отношении перевозчика будет составлен административный протокол. Согласно КоАП за нарушение порядка использования кассового оборудования, автоматических электронных аппаратов и так далее юрлицам грозит штраф от 10 до 200, ИП – до 100 базовых величин. К слову, ужесточились санкции и в отношении нелегалов: если раньше в первый раз они могли отделаться лишь предупреждением, то сейчас им начисляется к оплате пятикратная сумма единого налога, а это около 10 млн неденоминированных рублей.
- Благодаря новым приборам, которые передают всю информацию он-лайн, можно полностью анализировать рынок услуг такси, проводить проверки точечно, - отметил Евгений Нестеренко. – Если, например, какой-то таксометр не включается неделю, а ИП официально осуществляет деятельность перевозчика, то сразу возникают вопросы о легальности его работы и честной уплате налогов. Теперь в работе такси все прозрачно.
И все бы хорошо, но только таксисты встретили нововведение, мягко выражаясь, без энтузиазма. И дело не только в постоянном он-лайн контроле, но и дополнительных финансовых расходах. Ведь новые приборы устанавливаются за них счет (как и в прошлом году, платежные терминалы), да и процедура это достаточно хлопотная. Учредитель одного из ЧУП, занимающегося в Витебске услугами такси, Наталья Мишковец рассказала, что сперва необходимо заключить договор на обслуживание СНКО с РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам», затем модернизировать таксометр у производителя в Новополоцке (по сути, приобрести новый), заполнить заявку на подключение его к СКНО в РУП, а потом установить все в автомобиль. Залоговая стоимость СКНО 1,5 млн рублей до деноминации, модернизация таксометра – 3-4 млн в зависимости от типа. Плюс ежемесячная абонентская плата за обслуживание нового прибора – около 85 тысяч рублей.
- Процедура установки СКНО сейчас очень затянута, - говорит Наталья. – В результате около 30% наших таксистов вынуждены сидеть без работы. Много недовольных клиентов, часть из которых мы потеряем. К сожалению, в налоговой нам не пошли на встречу и не дали возможность работать пока идет модернизация таксометров. А страдают пассажиры.
Речь идет о недавнем коллективном обращении работников такси Витебщины, инициированное профсоюзом «Садружнасць». По информации профсоюза, до 80% водитель такси в начале августа сдали свое кассовое оборудование для модернизации и установки СКНО и многие еще не получили его обратно. Таксисты просили разрешить им работать в это время, принимая денежные средства с помощью соответствующих квитанций, и не применять штрафные санкции.
В ответ ИМНС разъясняет, что времени у таксистов итак было достаточно – СКНО должно было установлено еще до 1 февраля, а до 1 августа при условии заключении договора на установку нового прибора с РУП можно было использовать и квитанции. Но большинство перевозчиков все равно выжидали.
- Если честно, надеялись, что сроки снова сдвинут, - рассказал предприниматель-таксист, представившийся Сергей. – В последнее время очень трудно работать, мало клиентов, тарифы давно не повышались, а обслуживание автомобиля – дорогое удовольствие. Но семью кормить надо. Заплатил около 4,5 млн за подключение СКНО, а ведь порой это почти моя месячная зарплата. Еще надо платить налоги, за услуги диспетчерской службы, абонентскую плату за СКНО, телефоны, обслуживание таксометра, терминала. Остается мизер, а живешь в машине.
Начальник отдела технической поддержки систем контроля кассового оборудования по Витебску и области РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» Иван Герасимович сообщил, что с начала года все таксисты были проинформированы о необходимости установки СКНО и нынешний ажиотаж – искусственный.
- Из-за массовости обращений в некоторых случаях вся процедура действительно может занимать около месяца, а не десять дней, как было до 1 августа. – отметил он.
По информации на 19 августа из 848 заявок на установку СКНО, поступивших со всей области, удовлетворено 493. К концу сентября все машины такси будут оборудованы новым прибором.
Фото Антона Степанищева и из открытых источников.