Автор: . Дата создания:

Если у вас есть 3 – 4 тысячи долларов, но нет автомобиля, то сейчас самое время задуматься о таком приобретении. За последний год цены на подержанные транспортные средства упали в среднем в два раза, а на рынке новых автомобилей появилось немало интересных предложений от российских поставщиков. Как развивается белорусский авторынок, разбирался корреспондент «ВВ». 

Продажи падают

До увеличения в 2011 году ставок таможенных пошлин оптимальным вариантом покупки автомобиля являлся «секонд-хенд» из Западной Европы. Брать новую машину было просто нерационально: пятилетнее авто в отличном состоянии и с хорошей комплектацией обходилось в 2 – 3 раза дешевле. Но сейчас все по-другому. Европейский канал белорусского автопарка практически иссяк – не каждому по душе 3-5-летние малолитражки, на которые действует самый низкий размер растаможки. На остальные машины конечная цена для Беларуси просто заоблачная. Например, на немецком сайте можно найти двухлитровый «Рено-Сценик» 1997 года выпуска  всего за 400 долларов. Но его ввоз обойдется почти в 11 тыс. Притом, что средняя цена такой машины на рынке сейчас вряд ли больше 2,5 – 3 тысяч у. е.

Поэтому у белорусов сейчас два варианта действий: выбирать из изрядно походивших по рукам соотечественников 10-15-летних «бэушек» или идти в салон за новым автомобилем – в  основном российских брендов (китайские, собираемые у нас, пока представлены плохо). Но самое приятное при этом – цены, которые в долларовом эквиваленте радуют. Так, новые «Рено» можно купить в белорусских автосалонах от 6 тыс у. е., «Фольксваген», «Шкода», «Хёндэ» – от 8. Для сравнения, еще два года назад стоимость новой машины начиналась от 15 тыс. у. е., правда, были они собраны не в России.

По мнению автомобильных экспертов, именно из-за этого падают объемы продаж на вторичном рынке, и ввоз в Беларусь новых авто сегодня не превышает объема ввоза подержанных  – соотношение примерно 50 на 50. Так зачем покупать кота в мешке, поколесившего как минимум 5 – 10 лет неизвестно где, пусть и с европейским происхождением, если за те же деньги можно приобрести новый автомобиль не менее раскрученного бренда, но российской сборки? И получить при этом два-три года или 100 тыс. километров пробега по гарантии и бесплатный сервис. Неудивительно, что 2014 – 2015 годы стали временем второго рождения для белорусов российского автопрома. Здесь главный фактор, конечно, падение курса российской валюты по отношению к доллару (сейчас цены пошли вверх из-за укрепления рубля), а также эффектный ребрендинг  традиционных российских моделей. В 2015-м в Беларуси было зарегистрировано более
50 тыс. новых автомобилей, 90% из которых ввезены из РФ. Причем более
26 тыс. приобретено через отечественных дилеров. Введение с начала года утилизационного сбора при самостоятельной покупке нового авто в российском автосалоне и нежелание ставить такие машины на гарантийное обслуживание в Беларуси, думается, вынудят белорусов еще чаще обращаться к официальным отечественным дилерам.

Но в целом, по данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), дела у продавцов машин идут неважно. И в прошлом году, и в 2016-м рынок новых автомобилей стабильно минусует – более чем на 30%. Прогнозы экспертов еще более пессимистичны: из-за кризисных явлений в экономике, подорожания российских моделей в салонах (вырос курс российской валюты) падение продолжится, рынок потеряет от 10% до 30% продаж.

Впрочем, потенциальному владельцу машины печалиться вряд ли стоит – все это головная боль автодилеров. Сейчас в Беларуси предложения значительно превышают спрос, цены падают, а покупателей становится все меньше (ведь автомобиль, по сути, очень недешевый в обслуживании «член семьи»). Итак, что и почем нам предлагают в автосалонах областного центра.

Торговля ушла в Сеть

По данным БАА, в пятерку самых продаваемых в Беларуси новых автомобилей входят «Фольксваген-Поло», «Рено-Логан», «Рено-Дастер», «Рено-Сандеро-Степвей» и «Ниссан-Альмера». В автосалонах отмечают, что хорошо продаются также «Лада-Гранта», «Лада-Веста» и 7-местный универсал «Лада-Ларгус», которые привлекают стильным дизайном и доступной ценой.

Например, у официального областного дилера «Лада-ВАЗ» новая «Гранта» стоит около 128 млн, «Ларгус» — 173 млн, «Веста» – 161 млн. И все это в неплохой базовой комплектации (антиблокировочная система, кондиционер) с трехлетним гарантийным обслуживанием.

В крупном мультибрендовом салоне рассказали, что в последнее время действительно счет продаж новых авто идет на сотни.

– Люди понимают, что новый автомобиль – это свобода в планировании расходов и уверенность в завтрашнем дне. Как минимум на два года после покупки, – утверждает один из маркетологов автосалона. – Покупателей радуют цены и эффектный внешний вид новых российских машин, большинство из которых создаются на базе ведущих европейских брендов. Действуют также скидки, лизинг, есть даже возможность взять 5-процентный кредит на два года. Но если кого-то еще смущает логотип «ВАЗ» на капоте, то можно купить российский «Ниссан Альмера» за 172 млн рублей.

Для желающих поддержать отечественный автопром есть еще один вариант: приобрести продукцию белорусского производителя – завода «Юнисон», что под Минском. Здесь выпускают ряд французских моделей «Пежо», «Ситроен», китайские «Зотье». А под Борисовом идет массовая сборка белорусско-китайских «Джили». Так, у официального дилера завода в Витебске седан «Пежо-301» с хорошей базовой комплектацией стоит от 175 млн рублей, «Ситроен
С-Элиз» – от 174 млн, а китайскую малолитражку  «ЛЦ Кросс» можно купить за 6,1 тыс. долларов (с трехлетней гарантией).

Нельзя не вспомнить и о ставших в последнее время народными автомобилях  «Рено-Логан» (предпочитают таксисты) и внедорожнике «Рено-Дастер» (для любителей более солидных авто). Первая машина у официального дилера сейчас стоит от 159 млн, вторая – от 201 млн рублей.

Ну а что же на вторичном авторынке? В областном центре он приказал долго жить, и все сделки сегодня происходят только через интернет. Знакомый перекупщик рассказал, что даже несмотря на определенный сезонный подъем продаж, в целом вторичный рынок спит. Сбыть, например, десятилетнюю «старушку» по достойной цене очень непросто. И если еще несколько лет назад покупатели просили скидку в 50 – 100 долларов, то сейчас они сами предлагают цену, которая может быть на 1 – 2 тыс. долларов ниже выставленной продавцом. Бэушные автомобили дороже 8 – 10 тыс. у. е. в Витебске вообще вне продаж. В то же время народные автомобили «Фольксваген», «Ауди», «Опель» и некоторые «французы» 1990-х годов все-таки находят своих покупателей. Но все они стоят не дороже 2 – 3 тысяч долларов. Активизировался обмен. Кто-то хочет себе автомобиль поновее, а кто-то – подешевле. Изрядно поизносился и внутренний белорусский автопарк: многие перекупщики, раньше пригонявшие машины из Европы, переквалифицировались только на Беларусь. Выискивают по всей стране недорогие авто с проблемами, по мере сил и желания наводят марафет, перепродают с небольшим наваром. Так и живут. О покупателе, приобретающем кота в мешке, к сожалению, мало кто задумывается. Впрочем, выбор все равно за тем, у кого есть деньги.

Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА.