С конца прошлого года в области наблюдается заметное снижение числа водителей, пойманных в нетрезвом состоянии за рулем. Если прежде в сутки было 25-30 таких задержаний, то на сегодняшний день в среднем 8.
С момента вступления в силу данного изменения в области зафиксировано 584 случая вождения в состоянии алкогольного опьянения, в том числе 45 повторно. Соответственно, столько транспортных средств было арестовано. Недавно в Витебске состоялось первое судебное рассмотрение вопроса о конфискации.
Аварийность снижается
В прошлом году на дорогах Витебщины произошли 500 дорожно-транспортных происшествий, в которых 141 человек погиб и 479 получили травмы. По сравнению с 2012-м по всем указанным показателям наблюдается улучшение ситуации.
Пожалуй, самый заметный рост числа ДТП произошел в Витебске (+14), больше всего погибших в Оршанском районе — 26 человек. А наименьшее количество аварий (4) в Россонском, который вплоть до 31 декабря прошлого года вообще не имел жертв ДТП. После гибели пешехода этот регион сравнялся в статистике с Толочинским и Миорским.
— Чтобы улучшить дорожную ситуацию, нашим сотрудникам пришлось много работать и сверхурочно, и в праздники, но с поставленными задачами мы справились, — отметил начальник управления Сергей Моторенок. — С учетом того, что водители чаще всего превышают скоростной режим и нарушают правила проезда пешеходных переходов, а пешеходы нередко игнорируют дорожную ситуацию в принципе, в этом году мы будем делать упор на профилактику данных нарушений. Запланировано проведение операции «Зимняя дорога», в том числе контроль за работой дорожных и коммунальных служб, акции по предотвращению детского травматизма на дорогах. В осенний период особое внимание уделим внешнему виду сельхозтехники (она должна быть обозначена и видна остальным участникам движения). Придется вспомнить или подучить Правила дорожного движения велосипедистам, водителям гужевых повозок, мопедов.
Также Сергей Моторенок отметил, что на счету сотрудников ГАИ области свыше 46 тонн изъятой из оборота спиртосодержащей жидкости и фальсифицированных напитков – больше всего в стране. Раскрыто 182 преступления по линии уголовного розыска. Сотрудниками межрайонного отдела оперативного реагирования и розыска установлены виновные в совершении 32 происшествий, процент раскрываемости составил 97% (лучший результат в республике). Не раскрыто только одно ДТП с раненым.
Пешеход, может, и прав, но мертв
К сожалению, этот пример черного юмора довольно четко характеризует сложившуюся ситуацию на Витебщине.
По словам заместителя начальника управления ГАИ Владимира Бонадысенко, только в Витебске 2/3 всех ДТП происходят с участием пешеходов. Всего в области таких случаев в 2013 году зафиксировано 206, почти в половине виноваты сами пешеходы. По собственной вине погибли 42 и ранены 64 человека. В 34 случаях пешеходы в момент аварии находились в состоянии алкогольного опьянения.
— Хочу в очередной раз напомнить, что даже на «зебре» нужно быть внимательным: если едет машина, убедиться, что она остановилась, — добавил Владимир Александрович. — А у нас как? Идет человек — капюшон на голове, наушники в ушах, ничего вокруг не видит и не слышит.
В самом деле, отстаивая свое право первенства на дороге, многие часто забывают, что при столкновении водитель теряет только деньги и нервные клетки, а также, возможно, свободу, а вот пешеходы жертвуют здоровьем или даже жизнью.
Впрочем, толщиной своего кошелька они тоже рискуют: всего за различные нарушения ПДД в области привлечено к административной ответственности свыше 27 тысяч пешеходов. Более 8 тыс. — в Витебске, почти 7 тыс. — в Полоцком районе, более 2,8 тыс. — в Оршанском.
Забота о детях
Благодаря профилактической работе, сотрудничеству ГАИ с учреждениями образования Витебщине удается на протяжении нескольких лет быть регионом с наименьшим количеством дорожных происшествий с участием детей. В 2013 году на дорогах области произошло 40 ДТП, в которых 6 несовершеннолетних погибли и 34 получили травмы различной степени тяжести.
Кстати, в Докшицком, Миорском, Поставском, Россонском и Шумилинском районах аварий с участием детей не зарегистрировано вовсе.
Тем не менее, в подобных ДТП дети были в качестве пешеходов. Основные нарушения: переход проезжей части в неустановленном месте, на запрещающий сигнал светофора, неожиданный выход на дорогу перед близко идущим транспортом. А значит, есть еще над чем работать.
Молодые водители
Каждый десятый попадающий в учетное ДТП (в котором пострадали люди) водитель имеет стаж до двух лет. Склонность к лихачеству за рулем среди молодежи вызывает серьезную озабоченность у Госавтоинспекции области. Поэтому ее руководство решило пойти на жесткие воспитательные меры по отношению к молодым водителям. Нарушения, максимальное наказание за которые предусматривает лишение водительских прав, будут караться по всей строгости.
— В зоне обслуживания Витебска процент сдачи экзамена в ГАИ с первого раза — 57%, — рассказал начальник экзаменационного отдела Николай Гуйдо. — Но если исключить более опытных водителей, которые получают категории D, C, E, то получим примерно показатель Минска — 34-35%. Кроме того, согласно изменениям в порядке сдачи экзамена при проезде по маршруту на оценку влияет еще и умение правильно анализировать дорожную обстановку. А это то, чего многим, получившим права, явно не хватает.
Кстати, еще одним новшеством при сдаче практического экзамена станет то, что движение по всему маршруту будет фиксироваться видеорегистратором, а запись – храниться до окончания срока подачи апелляции.
Вспышка слева, вспышка справа
В организации дорожного движения задействуется все больше технических новшеств. Появляются светодиодные знаки, современные светофоры. И, конечно, камеры.
— Через Витебщину проходит одна полностью платная дорога М1 (Е30), намечено ввести плату на М3, — рассказал начальник отделения дорожной инспекции Дмитрий Жур. — На первой в рамках области установлено 6 точек фотофиксации. В этом году планируется вводить камеры по основным магистралям. При наличии финансовых средств фирмы, которые этим занимаются, установят приборы. Но даже эти шесть точек уже сейчас ежедневно «щелкают» сотни нарушителей.
Их количество сотрудники ГАИ назвать не смогли, но отметили, что витебские водители прислали в управление порядка 700 заявлений по «письмам счастья» о том, что за рулем были не они сами, а кто-то еще. Число этих несогласных составляет где-то 5% от всех получивших свидетельство. То есть в среднем 14 тысяч витеблян за год были зафиксированы фотокамерами на дорогах страны за нарушением ПДД.
Недавно руководством Госавтоинспекции Беларуси было сделано заявление, что в этом году в арсенале ГАИ появятся современные приборы фото- и видеофиксации, которые в автоматическом режиме будут считывать номера, определять собственника, а также новейшие приборы фиксации скорости.
Будет введена ответственность за неправильную парковку собственников автомобилей, а не тех, кто ее осуществил. Еще одним нововведением, вероятно, станет обязательное использование зимней резины, детских удерживающих сидений (кресел).