Как строился, а теперь капитально ремонтируется 120-летний путепровод в Витебске
Внимание многих жителей областного центра приковано к работам на путепроводе Металлистов, который проходит над железнодорожными путями и соединяет две части города. С его закрытием в конце декабря прошлого года люди столкнулись с неудобствами – приходится делать круг, чтобы с улицы Космонавтов попасть в больницу, Дворец культуры железнодорожников, спорткомплекс «Локомотив». С обратной стороны – для проживающих в кварталах за железной дорогой удлинился путь в центр Витебска.
Мостостроевцы обещают, что ждать открытия автомобильного и пешеходного движения по виадуку осталось недолго. Капитальный ремонт планируется закончить в ноябре. А он, по заключению специалистов, был крайне необходим. Важная для жизнеобеспечения города артерия нуждалась в реанимации, со временем прохудились опоры и пролетные строения, и путепровод стал представлять опасность.
Кстати, современное название – Металлистов – он получил только в 1973 году, а старожилы помнят былое – Елагский – по названию исторического района в западной части Витебска, сформировавшегося во второй половине XIX века вокруг одноименного фольварка. Улица Некрасова прежде называлась Большой Елагской.
Возведен виадук в начале прошлого века, а именно в 1905 году. Ученый секретарь областного краеведческого музей Валерий Шишанов поделился с нами историческими материалами, которые он отыскал в архиве и библиотеке Санкт-Петербурга. В частности, публикациями в газете «Витебские губернские ведомости». В номере, вышедшем 18 июля 1903 года, в статье под заголовком «Елагский путепровод на заседании думы» сообщается о бурных дебатах, которые развернулись по поводу проекта нового сооружения. Из публикации стало понятно, что строительство виадука обсуждалось в думе неоднократно. Это связано с интересами военного министерства, так как проектом предусматривалось изменение или устранение военной ветки. Управа же отмечала, что если путепровод не будет приспособлен для беспрепятственного и безостановочного пользования, то «Витебск понесет много ущерба» и «понизится ценность Елагского предместья». Здесь же сообщалось, что постройку взяло на себя общество московско-виндавской железной дороги.
Разные точки зрения высказывались о ширине полотна. Гласные (выбранные члены городской думы) считали, что заложенные в проекте 6,5 сажень слишком незначительны, и ссылались на новый строительный устав, согласно которому улицы не могут быть уже 10 сажень. На увеличении ширины полотна настаивал и представитель общества витебского трамвая – чтобы проложить рельсы электрической конки, требуется не менее 8 сажень. А представитель дороги не уступал: «Дума 25 июля 1902 года утвердила проект виадука с 6 саженями полотна. Законы обратной силы не имеют». Он также отмечал, что путепровод не улица, и привел в пример строящийся Дворцовый мост через Витьбу шириной в 5 сажень.
Вопрос был поставлен на голосование. Большинство высказалось за 10 сажень. Тогда слово взял представитель местной полиции, который соглашался только на 8 сажень, иначе обещал представить в министерство проект с 6,5 саженями. Его слова приняли за угрозу и занесли в протокол.
В «Витебских губернских ведомостях» за 8 октября 1905 года сообщалось об открытии виадука: «Сегодня открывается для общего пользования Елагский путепровод, испытанный специальной комиссией из инженеров и представителя города. Как известно, путепровод предполагается для сообщения частей города, разделенных путями риго-орловской и санкт-петербургско-витебской железной дорогой и для пропуска внизу 10 станционных путей и Ново-Монастырской улицы <…> Путепровод состоит из пяти пролетов. Средний перекрыт фермой со сквозной стенкой роскошной системы с видом до низу, остальные со сплошной стеной. Фермы упираются на два каменных устоя и три металлических быка <…> Проезжая часть имеет ширину 4,65 сажень. Для прохода публики устроены асфальтовые тротуары в 1 сажень. Съезд с моста на Елагинскую площадь и Ново-Монастырскую улицу <…> Освещать будут электрические фонари, также предполагается светить керосино-калильными».
Как первоначально выглядел Елагский виадук, можно судить по фото, запечатлевшим приезд в Витебск императора Николая II с наследником-цесаревичем Алексеем 30 октября 1915 года, то есть спустя 10 лет после открытия путепровода.
К сожалению, не удалось найти фотографий сооружения военного времени и первых лет после освобождения Витебска. Но судя по всему, путепровод был разрушен оккупантами. Насколько – сегодня трудно выяснить. Известно, что в 1959 году он был реконструирован. А теперь, после капитального ремонта, старый виадук получит новую жизнь.
Как рассказал прораб филиала «Мостостроительное управление № 5» ОАО «Мостострой» Владислав Луцкович, путепровод в первую очередь укрепили – опоры одели в защитную рубашку, сейчас ведется замена и усиление пролетного строения, гидроизоляция мостового полотна и устройство перил, новых опор освещения. Параллельно трудятся смежные организации. ООО «САП-ТехСтрой» приступил к устройству лестницы, которая станет шире и доступнее для людей с дополнительными потребностями. Представители «Белтелекома» перекладывают свои линии.
Впереди – замена асфальтового покрытия, устройство тротуаров, монтаж ограждения и освещения. Владислав Луцкович подчеркнул, что все работы выполняются согласно графику, значит и закончатся в срок. «Витебские вести» обязательно расскажут об открытии обновленного путепровода, о котором писали «Витебские губернские ведомости» более века назад.
Фото Алексея ВРОНСКОГО.