О работе криминалистов большинство из нас знает по детективным сериалам, где обязательно присутствует таинственный эксперт, который, вооружившись фотоаппаратом, увеличительным стеклом и множеством других специальных средств, по мельчайшим деталям помогает выйти на след преступника. И, как правило, первым делом любое расследование начинается с обнаружения, фиксации и изъятия следов рук человека. О том, как происходит этот процесс, узнала корреспондент «ВВ».
Дабы своим рвением к криминалистике и непрекращающимися вопросами о каждом шаге в этой процедуре не помешать ответственной службе специалистов управления Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по Витебской области, современные методы выявления следов рук и методику проведения дактилоскопической экспертизы было решено изучать не на месте происшествия, а в лабораторных условиях. Чтобы картина стала еще более красочной, старший эксперт управления криминалистических экспертиз и учетов Виталий Телегов провел эксперимент с моим участием. Что ж, приступим!
О чем расскажет след
Человека еще до рождения природа наделяет особой маркировкой, и каждому присуща индивидуальная совокупность признаков, содержащихся в папиллярном узоре. Для проведения исследования мне необходимо было оставить свои «опознавательные знаки» на разных поверхностях, чтобы эксперт в итоге смог определить, какими пальцами рук они сделаны и механизм следообразования. Для чистоты эксперимента Виталий Андреевич покинул помещение. Убедившись в том, что никто не наблюдает за мной, я начала «следить». Белый лист бумаги, стеклянная банка, полимерная прозрачная обложка для документов — здесь я оставила отпечатки, или, как говорят криминалисты, следы папиллярных узоров ногтевых фаланг пальцев рук. Эксперт, вооружившись всеми необходимыми атрибутами исследования, приступил к обработке поверхностей. Виталий Телегов опустил магнитную кисть в емкость с порошком и провел инструментом по бумаге. И вот проявилась первая находка — след моего пальца. Аналогичной обработке, правда, с использованием иных методов и средств, подверглись и другие предметы. Один за другим «пальчики» появлялись под волшебной кисточкой.
Из беседы выяснилось, что применение тех или иных средств и методов зависит от вида следов, физических свойств вещества, его образующего, микрорельефа и свойств поверхности, а также от времени, прошедшего с момента возникновения следа. Порой в процессе поиска улик на месте происшествия, по словам эксперта, можно провести долгие часы, ведь для полноты доказательств необходимо обследовать буквально каждый сантиметр. Нужно учитывать и погодные условия, и температурный режим, которые сказываются на сроке давности оставленных на определенных предметах следов. Помимо того, важно сравнить их с отпечатками пальцев и оттисками ладоней рук у родственников и ближайших знакомых, чтобы потом можно было отсеять хозяйские. Но иногда злоумышленники идут на некоторые хитрости, чтобы не «наследить».
— Как правило, преступники, действующие по разработанному плану, используют перчатки. В моей практике встречались случаи изменения папиллярных узоров ладоней рук в результате трения, выжигания, резания, применения химических веществ и трансплантации кожи. Однако все это не исключает возможности идентифицировать лицо, оставившее следы, — констатировал Виталий Андреевич.
В этом деле наблюдательность и аналитическое мышление на особом счету. Осматривая место происшествия либо проводя исследование, криминалист, мысленно проникая в мозг преступника, проигрывает схемы его действий. К слову, в послужном списке Виталия Телегова немало раскрытых загадок. Так, он вспомнил одно из своих первых заданий, когда еще начинающему специалисту поручили распутать серию краж, прокатившихся волной по окраине Витебска.
— В каждом из дачных домов были обнаружены следы обуви и перчаток. Не верилось, что удастся установить злоумышленника лишь по этим уликам, — рассказал Виталий Телегов. — И вот новый сигнал о краже и очередной выезд — тот же почерк. Но в одной из комнат находился черный магнитофон, который, как оказалось, за день до этого был похищен из соседней дачи. Выяснилось, что при совершении кражи любитель легкой наживы забыл присвоенное имущество на очередном месте преступления. Подойдя к магнитофону, я обнаружил на левой колонке четкий след пальца руки. Личность гражданина оперативно установили с помощью автоматизированной дактилоскопической идентификационной системы. Эта ниточка и привела к задержанию подозреваемого, который в последующем был наказан по всей строгости закона за серию аналогичных преступлений.
Правоохранители особенно ценят этот вид криминалистической экспертизы. Подобное исследование позволяет категорично отвечать на вопросы, связанные с наличием следов рук на объектах, их пригодности для идентификации личности. В некоторых случаях возможно определить пол, возраст, род занятий или профессию человека.
Петли, дуги, завитки
Как оказалось, выявить след — еще полдела. Поэтому мы приступили к следующей стадии — отбору образцов для сравнительного исследования. Для этого эксперт окрасил фаланги моих пальцев черной краской и прокатал их на бланке дактилоскопической карты. Такой методике «игры на пианино» подверглись и ладони. Оставив автограф в виде неповторимых папиллярных узоров, я ушла избавляться от чернил, а эксперт стал изучать следы, ранее оставленных мною на различных поверхностях. За время отсутствия, а мне понадобилось минут 15, чтобы полностью привести себя в порядок, Виталий Андреевич успел сравнить следы с отпечатками в дактилокарте. Они должны абсолютно совпадать: дуга в дугу, завиток в завиток, петелька в петельку. Однако прежде чем огласить результат, специалист вспомнил еще одну необычную историю, связанную с проведением дактилоскопической регистрации, когда на бланке даже не хватило выделенных для отпечатков пальцев граф — шестой палец у человека пришлось прокатывать на полях.
Эксперт со стопроцентной точностью определил, что след на белом листе бумаги оставлен указательным пальцем правой руки, а на прозрачной обложке для документов — тем же пальцем левой. Причем в обоих случаях они были образованы путем нажима. А вот на стеклянной банке «засветилась» картина захвата большим, средним и безымянным пальцами правой руки, нажима мизинцем левой руки. Именно такую своеобразную конфигурацию я использовала, чтобы усложнить задачу исследователю. Но для Виталия Телегова решить ее не составило большого труда, ведь он, в отличие от хиромантов, гадающих по руке, уверенно опирался на научно обоснованные факты.
Кстати
Неповторимый папиллярный узор есть не только на ладонях, но и на ступнях. И нередко преступников ловят именно по следам босых ног, оставленных на месте происшествия. Причем у двух человек совпадение папиллярных узоров возможно с вероятностью 1 к 64 миллиардам. В практике правоохранительных органов еще не встречались подобные случаи.
Цифры
С начала 2016-го в Витебской области произведено около 1700 дактилоскопических экспертиз. По следам рук в этом году установлено более 10 тысяч лиц, причастных к совершению преступлений.
Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА.