Участники семинара из всех регионов республики посетили, в частности, прачечные ОАО «Объединение «Лотос», парикмахерские ОАО «Мир услуг Плюс», деловой центр «Мегаполис». Своими впечатлениями они делились в ходе обсуждения перспектив развития отрасли. Начальник ГУ «Управление бытового обслуживания населения Витебской области» Наталья Романькова пояснила, что в данной сфере в нашем регионе работают более 1,7 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в сети трудятся около 10 тыс. человек.
– Совместно с городскими и районными исполнительными комитетами в прошлом году разработана программа повышения эффективности сферы бытового обслуживания Витебщины на 2013 – 2015 годы, которая позволит обеспечить ценовую и территориальную доступность услуг для потребителей, улучшить их качество, – отметила Наталья Романькова.
Только в прошлом году открыто 100 объектов бытового обслуживания, создано более 300 рабочих мест. В отрасль инвестировано свыше 6 млрд рублей, большая часть которых направлена на приобретение оборудования для прачечных и химчисток, швейных участков, парикмахерских и фотосалонов, участков по ремонту жилья и др.
В области функционируют 223 сельских комплексных приемных пункта. Для улучшения выездного обслуживания населения приобретены 10 автомобилей и один трактор.
В 2013 году проведена реорганизация предприятий бытового обслуживания путем присоединения отстающих к стабильно работающим. Это позволило улучшить финансовое состояние предприятий, снизить затраты и загрузить имеющиеся производственные мощности. В нынешнем году запланировано открыть 73 объекта бытового обслуживания.
Участники семинара особое внимание уделили развитию сети в новых микрорайонах, где создание социальной инфраструктуры существенно отстает. Было бы удобно для жителей, чтобы приемные пункты предприятий сферы бытовых услуг располагались в гипер- и супермаркетах. Но инвесторы не всегда идут навстречу, ставят неприемлемые условия аренды. Возможно, нужно прописывать в инвестиционном договоре обязательное открытие в крупных торговых центрах мастерских по ремонту обуви, изготовлению ключей, столов приема в химчистку, стирку и т. д. По такому пути пошли в Москве, других российских городах. Услуги должны находиться в шаговой доступности.
В работе семинара принял участие заместитель председателя облисполкома Олег Мацкевич, который ответил на вопросы представителей других регионов.