Автор: . Дата создания:

С каждым годом машин в городах появляется все больше, и все острее становится конфликт пешеходов и владельцев авто. Причем не только на оживленных улицах: во дворах жилых домов кипят нешуточные страсти. Основное внимание инспекторов ДПС направлено на выявление и пресечение нарушений ПДД участниками дорожного движения, но заглянуть в каждый двор – нереально. Вот и получается, что без карающей длани закона многие чувствуют себя вольготно и считают, что им почти все позволено.

 

В редакцию «Витебских вестей» обратилась витебчанка Валентина Юченкова, которая затронула вопрос парковок во дворах и вызывающего поведения владельцев авто.

– Мало того, что ставят машины где попало, так еще и постоянно гоняют животных, детей и даже взрослых от своих колымаг, – сетовала Валентина Федоровна. – До каких пор автовладельцы будут чувствовать себя хозяевами дворов? Неужели жильцам нужно брать ситуацию в свои руки и самим решать эту проблему?

Конечно, нельзя доводить до самосуда, поэтому в первую очередь обратимся за комментарием к правоохранителям и узнаем, что на это говорит закон.

Сотрудники УГАИ УВД облисполкома – замначальника межрайонного отдела Руслан Бабакин и начальник отделения организации дорожного движения Виктор Косенков – подтвердили, что сегодня проблема парковок на придомовой территории действительно острая.

Наиболее сложное положение в городских районах советской застройки, где мест для личного транспорта при проектировке предусматривалось мало либо они отсутствуют как таковые.

Вот там автовладельцы часто оставляют машины, где вздумается: на газонах, вблизи детских площадок, на узких тротуарах возле подъездов. А между тем Правилами дорожного движения четко установлено, что нельзя парковаться на газонах и проездах со стороны, прилегающей к жилому дому.

Какое наказание предусмотрено для нерадивых автовладельцев? Штраф в одну базовую, а при повторном нарушении в течение года – 2 БВ. Но дело в том, что не каждый водитель убирает свое авто в сторону, считая штраф своеобразной оплатой парковки. К таким несговорчивым применяют более строгие меры, вплоть до эвакуации машины на штрафстоянку.

Был случай, рассказал Руслан Бабакин, когда инспекторы ДПС приехали по вызову, отыскали водителя, на авто которого пожаловались, а вместе с ним наказали и других нарушителей правил парковки в этом дворе.

Кстати, водители (это подтверждают и сотрудники ГАИ) – самая дисциплинированная категория пешеходов, поскольку понимают: автомобиль – механизм, который может подвести в любой момент. Именно поэтому их дети знают, где переходить дорогу, сколько раз надо посмотреть по сторонам, сплошь увешаны фликерами. К слову, коллега-автоледи рассказала, что на ее сыне – больше 10 светоотражающих полосок, брелоков и наклеек. Куртка, рюкзак, брюки – все загорается в свете фар предупреждающим сигналом: идет человек.

Что касается конфликтов пешеходов и владельцев авто, то претензии принимают в письменном виде в милиции: сосед поцарапал крыло, машиной повредил клумбу, от словесных перепалок дошло до рукоприкладства – несите заявление в городской или районный отдел внутренних дел.

По информации Госавтоинспекции, в области в настоящий момент зарегистрировано более 360 тыс. единиц транспорта личного пользования. За последние 3 года автопарк ежегодно прирастает на 4 тыс. автомобилей.

Теоретически любой город способен адаптироваться к интенсивно растущему потоку автотранспорта, но развитие обслуживающей инфраструктуры требует больших финансовых затрат.

Территории населенных пунктов, конечно, неизменно увеличиваются за счет строительства новых микрорайонов, в которых уже на стадии проектирования закладывается план благоустройства автостоянок личных авто. Но и там потребности всех жильцов не удовлетворяются: в некоторых семьях имеется по несколько легковушек, и для каждой требуется отдельное место.

В ГАИ и ЖКХ часто поступают жалобы на загруженность дворов автомобилями.

Водители в ответ предъявляют претензии, что им негде оставлять транспорт, кроме как рядом с домом.

– Дайте нам место для стоянки, мы сами все заасфальтируем! – автомобилисты готовы пойти и на такие меры.

В городских районах застройки 60 – 70-х гг. прошлого века довольно обширные зеленые зоны, которые автомобилисты как раз и мечтают «закатать в асфальт». Казалось бы, вот оно – решение проблемы, но все не так просто.

Как рассказала начальник отдела коммунального хозяйства главного управления ЖКХ облисполкома Светлана Летяга, если, к примеру, в Швеции, Германии парковки возводят за счет местного бюджета и на средства бизнесменов, которым предоставляют существенные льготы, а паркинги в большинстве случаев платные, то у нас благоустройство мест для стоянки авто полностью ложится на городскую казну, при этом в нее не возвращается ни одна копейка: все дворовые стоянки бесплатные. А стало быть, финансирование на это найти крайне сложно.

Даже при инициативе граждан переобустроить зеленую зону ждать появление автостоянки придется долго.

Необходимо разработать проектно-сметную документацию и пройти согласование с ЖКХ, ГАИ, МЧС, отделом архитектуры, получить заключение экологической экспертизы и т. д.

Также следует учитывать поручение Президента по озеленению населенных пунктов, согласно которому как минимум 30% общей городской территории должно быть отведено под растительные насаждения. И если пожертвовать газонами в пользу автостоянок, то и без того тяжелый городской воздух станет просто губительным.

И все же, предположим, найдется инвестор, желающий построить для нужд целого микрорайона благоустроенный и охраняемый паркинг. Места в нем со стопроцентной вероятностью будут платными, ведь бизнесмену нужно окупить затраты. А значит, почти наверняка объект будет пустовать.

Имеющиеся в Витебске паркинги при видимом, а иногда и неоспоримом удобстве, как, например, в бизнес-центре «Марко-Сити», заполнены менее чем на 30%.

Зато обочины дороги на улице Калинина возле него утыканы легковушками!

Специально позвонила в этот паркинг и уточнила цены: один час – один рубль, каждый последующий – плюс 30 копеек. Непомерные траты? Экономить копейки, чтобы потерять крупную сумму на штрафах? Помимо этого, у тех, кто обычно «замораживает» свой транспорт на зиму, есть возможность оформить абонемент на месяц. Паркинг сухой, чистый, охраняется. Для сравнения, автовладелец, дважды за зиму пойманный за неправильную парковку, заплатит штраф в полтора раза больше, чем стоимость абонемента.

К слову, мэр Москвы Сергей Собянин боролся с пробками как раз с помощью введения платных парковок. Конечно, не все были в восторге от такой идеи: поначалу старались обойти систему, возмущенные водители ломали паркоматы, потоки машин хлынули во дворы, откуда их эвакуировали на штрафстоянки, но со временем привыкли. Так неужели и у нас нужно идти на ужесточающие меры?

Фото Антона СТЕПАНИЩЕВА.