Автор: . Дата создания:

Помните душещипательную историю любви Будулая и простой деревенской женщины Клавдии? А жгучей красавицы Рады и гордого Лойко? Преисполненные романтики персонажи многих фильмов и литературных произведений о цыганах создали в нашем воображении яркие, колоритные образы народа, живущего в шатрах под открытым небом. На самом деле это самый закрытый этнос, о нем мы мало что знаем — за исключением мифов, которые шлейфом стелются вслед за табором. Что есть цыганская правда, выясняла корреспондент «ВВ».

Табор не уходит в небо

Цыган неспроста прозвали кочевым народом: в прежние времена они странствовали по всему миру. Как правило, на это был ряд причин — от экономических до личных.  Но до сих пор точно не установлено, выходцами из какой страны они являются. Есть версия, что из Индии. С таким предположением сами цыгане не совсем согласны. В частности, руководитель витебской диаспоры Константин Банковский смотрит на это скептически:

Если бы все мы происходили из одного места, то понимали бы друг друга. Но это не так, даже у цыган-латышей язык совершенно другой. К тому же нельзя назвать нашу культуру общей. На это влияют  географическое расположение и религия того государства, где живет народ рома. Мы, например, относимся к русским цыганам и исповедуем православие, крымские — мусульмане, а хорватские — католики. В Витебской области проживает порядка 2000 цыган.

Несмотря ни на что, у народа рома есть свой флаг и гимн, утвержденные в 1871 году на I Всемирном цыганском конгрессе в Лондоне. Тогда же они объявили себя единой нетерриториальной нацией. Известно, что долгое время цыгане занимались цирковым искусством, ремеслом и коневодством. Кочевой образ жизни не позволял властям присмотреться к рома. Дабы закрепить их на месте, в 1927-м в Витебском районе был создан первый в СССР цыганский колхоз «Новае жыццё», некоторое время работала этническая школа.

В Великую Отечественную войну рома пришлось несладко: нацисты уничтожали их наравне с  евреями. Точку в кочующем образе жизни послевоенных переселенцев поставил принятый в 1956 году Указ Президиума Верховного Совета «О приобщении к труду цыган, которые занимаются бродяжничеством». И хотя социальная организация цыган прочно ассоциируется у нас со странствующим табором, сейчас большинство из них предпочло скитаниям по свету оседлость: они строят дома и квартиры, поколениями живут на одном месте. Так что кочующим народом их назвать уже нельзя.

Свадебные обычаи

Каждый из нас имеет собственное мнение о цыганах. Но в большинстве сходится в одном: оно негативное. Мы боимся проходящих мимо женщин в длинных юбках, потому есть случаи, когда «позолотившие ручку» граждане лишались своих накоплений.  Такое поведение соплеменников глава диаспоры называет не иначе как безобразием. Тем не менее считает, что на это их толкает тяжелое финансовое положение.

Цыган редко берут на работу. А что делать, если у тебя несколько детей? Любая мать пойдет на крайности. Вот и получается, что по поступкам отдельных людей судят о всей нации, – рассуждает Константин Банковский.

Он не скрывает, что цыганам не хватает образования: ребятишки слабо посещают школу и дальше 9-го класса учатся крайне редко, приобщаясь к взрослой жизни. Это сложилось исторически. Одним из усугубляющих  факторов являются ранние браки, когда замуж выдают 14-летних девочек. Кстати, такие браки составляют без малого 50% . На этот шаг многие семьи вынуждает бедность.

Дело в том, что замужняя женщина переходит жить к мужу, а значит, ее родителям  становится легче содержать остальных детей. А еще старшие опасаются, что молодежь разгуляется  и  испортится, поэтому спешат объединить юные сердца. Цыганская беспроводная связь работает безотказно: стоит только подрасти невесте, о ней наведут все справки, и чем достойнее девушка, тем больше калым. Если договоренности достичь не удается, иногда  женихи крадут невест, и родителям ничего не остается, как смириться. Кстати, в загсе свои отношения рома не регистрируют.

Размах цыганских свадеб зависит от благосостояния семей, но родители молодых выкладываются по максимуму, даже залезают в долг. Шутка ли — приглашенных не меньше сотни! Много еды, песен, танцев — все как положено. Но есть ряд особенностей: во-первых, сумма наделения молодоженов объявляется вслух, так что никаких пустых конвертов, и каждый гость старается дать как можно больше. Во-вторых, свадьба может в один момент закончиться, если выяснится, что невеста не была целомудренной. Тогда на ее семью ложится не только страшный позор, но и вся финансовая нагрузка за сорванный банкет.

Кстати, положению цыганских женщин не позавидуешь, ведь в семьях рома царит патриархат: мужчинам ни в коем случае нельзя перечить – как решил хозяин, так и будет! Так что,  вопреки легендам личная жизнь цыганок достаточно праведная, полна труда и забот, а безумным страстям в ней просто нет места.

Несмотря на то, что народ ревностно следит за чистотой своей крови, сердцу, как говорится, не прикажешь: бывает, что белорусы женятся на цыганках, а цыгане — на белорусках.

Сами цыгане понимают, что ранние браки в современной жизни мешают развитию их детей, поэтому многие против и прикладывают все усилия, чтобы их чада получили образование. Многодетные семьи теперь большая редкость, обычно  воспитывается 2-3 ребятишек.  Способности к обучению у них есть, уверена педагог одной из витебских школ. Правда, им сложно понять, почему нужно проводить на уроках определенное время, давят ограничения и обязательства.

Но самое выдающееся качество цыганских ребят — дисциплина: всегда учтивы со старшими и охотно выполняют любые поручения. Если нужно вымыть доску, то до блеска ее надраят. А еще ни за что не выдадут своего проштрафившегося товарища, умеют дружить.

Супруга главы диаспоры Людмила Банковская — настоящая цыганка — с удовольствием вспоминает свои школьные годы. Училась, говорит, на одни пятерки, но поступать куда-то не решилась, потому что не позволяло родительское благосостояние.

Не только песнями живы рома

Очередной миф — цыгане не обременяют себя официальным трудоустройством. Людмила Петровна с 16-ти лет работала на фабрике «Знамя индустриализации», была там мастером. Не сидят без дела представители ансамбля «Романы рат» Самира, Амира и Руслан.  Их родители всегда зарабатывали честным трудом, к чему приучили и детей. Руслан мебельщик, а девушки, получив высшее образование, также нашли свое место. Знакомы эти ребята давно и долго шли к созданию ансамбля. Пока коллективу только год, но он уже снискал популярность среди белорусов и представителей цыганского сообщества.

На жизнь молодежь не жалуется. Ребята убеждены, что каждый может добиться успеха. Хотя есть трудности во взаимоотношениях с местным населением. Бывало, даже выталкивали из общественного транспорта, не раз приговаривалось вслух, что, мол, вот это цыганье, и тому подобное. Молодые люди зла не держат, хотя  бывает неприятно.

Когда мы где-то выступаем, люди отпускают шутки наподобие «прячьте кошельки», но кто нас хорошо знает, тот уверен в нашей порядочности. А еще был случай: пели и танцевали на улице во время «Славянского базара», а ребенок из толпы выкрикнул: «Мама, это тети-воровки, они меня заберут!» Но наш народ никогда не воровал детей, потому что у нас обычно большие семьи, которые прокормить не так-то просто. Мы считаем, что нельзя предвзято относиться ко всей нации, совершенно не зная тонкостей менталитета и внутрисемейных отношений, – цыгане, как и белорусы, бывают разные.  Поэтому хотим показать нашу культуру, – говорит Самира.

А еще она рассказала одну забавную историю. Как известно, традиционно цыганки ходят в длинных юбках. Самира свято чтит устои, но как незамужняя девушка позволяет себе некоторые вольности, одеваясь так, чтобы особо не выделяться среди белорусок. Наверное, потому цыганское сообщество на Борисовском вокзале не рассмотрело в ней родных черт и начало приставать с предложениями погадать: положи денежку, заверни в бумажку! Понимая, что нужно помочь — свои же, да и рядом терлись чумазые голодные ребятишки, Самира намеревалась расстаться с деньгами и без этого спектакля, но не успела и слова сказать, как ее окружили и начали галдеть со всех сторон. За этим наблюдали прохожие. Наконец одна женщина не выдержала и, подойдя к цыганкам, взяла Самиру под локоть. Затем со словами «Пойдем, Катя!» буквально отбила у навязчивых гадалок. Эта история очень впечатлила девушку — такую же смуглую и темноволосую, говорящую и живущую по-цыгански.

Интересные факты

Говорят, дар предсказания и гипнотические способности у цыган передаются по наследству. Но есть и другое толкование уличных гаданий — сплошное выманивание денег. Людмила Банковская уверена, что на улицу настоящие прорицательницы не выходят. Среди молодежи их очень мало, в основном это пожилые женщины. А вот доверчивых и неуверенных в себе людей, жаждущих узнать свое будущее, куда больше. Цыганки — прекрасные психологи, и в толпе людей они всегда узнают свою жертву.  А потом только от нее зависит, услышит ли она то, что хотела.

Вы не найдете на Витебщине ни одного некрещеного цыгана, потому что в жизни этого народа вера на первом месте.  Рома традиционно пекут булки на Пасху и вместе с нами встречают Рождество, в их домах непременно есть иконы. Еще один интересный факт: Библия на цыганском языке появилась благодаря уроженцу Витебска Вальдо Калинину, который в 90-х уехал жить и работать в Лондон. Цыган по происхождению, в свое время он окончил факультет германской филологии Тверского университета, и знаком многим  как поэт-переводчик. Впрочем, известных рома не так и мало.  К ним можно отнести виртуозного комика Чарли Чаплина, великого артиста с чарующим голосом Николая Сличенко, певицу Валентину Пономарёву, современного исполнителя Александра Бердникова и многих других.

Многие думают, что национальное блюдо цыган – печеные ежики. Но о нем местные рома лишь слышали, а в глаза не видели. Вполне возможно, его и вовсе не существует. Хотя мало ли что могло быть в прежние времена. Современные рома любят мясо, овощи, пекут лепешки и делают вареники с различными начинками.  Кстати об их размерах — они огромные, с лапоть, даже котлеты — с хороший кулак.

Считается, что человек может постесняться взять себе добавку, не насытившись, поэтому порции подаются с расчетом, чтоб уж наверняка. Как и у нас, в каждой семье есть свои коронные блюда. А сало некогда кочевой народ называет самой цыганской едой, поэтому кто может, непременно держит скот. Когда приходит время убоя, туша делится между большим количеством родственников — таковы традиции.

Еще один момент, который прочно ассоциируется у нас с цыганами — существование барона, некого обеспеченного мужчины, который держит своих соплеменников под контролем. Это очередной миф. В нашей стране цыгане живут по тем же государственным законам, что и мы, но в силу малообразованности они испытывают определенные трудности в их понимании.

Переговорами с местными властями и милицией от лица цыган Витебщины занимается старейшина диаспоры — Константин Банковский, а когда речь идет о внутриобщинных спорах, они решаются на совете аксакалов, самых достопочтенных и уважаемых цыган. Особо важную роль играют умудренные опытом пожилые люди. Кстати, эта категория всегда пользуется большим уважением, поэтому молодежь не имеет права повести себя неподобающим образом в их присутствии. Факт: ни один рома не заканчивает свою жизнь в престарелом доме!

***
Вот такие они — цыгане. Вроде и живут рядом с нами, но всегда отдельно. Странный, мистический народ, не терпящий чужаков и не набивающийся в друзья. Они строго соблюдают свой кодекс, и, наверное, в этом их сила.

Фото из открытых источников.