Февраль – особенный месяц: за окнами еще мороз, а в календаре – «горячее» число, которое для десятков тысяч белорусов давно перестало быть обычной датой. 15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов, исполнявших служебный долг в Афганистане.
В парке меня встречает Станислав Кондратович. На его лице приятная улыбка, однако седина на висках и особенный взгляд выдают человека, пережившего ужас войны.
За романтикой гор – война
В 1984 году девятнадцатилетнего толочинского парня призвали в ряды Советской Армии.
– Я тогда совсем пацаном был, но даже мысли не возникало искать какие-то болезни, чтобы «откосить», – вспоминает ветеран, – в моей семье вопрос о службе в армии даже не обсуждался: это было делом чести. Повестка была в Марьину Горку. Провожали меня не только друзья, но и вся родня. В тот день один человек словно предрек мое будущее, сказав, что я должен увидеть лицо войны наяву. И увидел...
В феврале 1985 года для прохождения боевой подготовки Станислава направили в горно-учебный центр Туркестанского военного округа. До этого он никогда не видел гор. Но красота и романтика пейзажей не радовала: впереди война.
– Подготовка длилась 3 месяца. Нам выдали ватные штаны и бушлат. А еще рюкзак, в котором мы носили не консервы и личные вещи, а песок, – вздыхает ветеран. – Взвалив его на плечи, мы учились быстро карабкаться по горам. Это было очень тяжело.
После «учебки» Станислава распределили в Кабул, в легендарное подразделение – Баграмский отдельный разведывательный батальон, где опытные командиры научили не только стрелять, но и выживать в непростых условиях. После двухнедельных курсов и строгого отбора лучших молодых бойцов отправили на войну. Станислав был в их числе, попал в разведроту.
– Первый бой запомнил на всю жизнь. Крики, пыль, автоматные очереди. Но страшно не было. Более того, находясь в засаде, я среагировал быстрее опытных бойцов и первым начал вести прицельный огонь по противнику. Тут словно щелкнуло что-то внутри: либо ты, либо тебя. По своей наивности я захотел убедиться в меткости, но меня вовремя остановили сослуживцы, так как это было крайне опасно, – рассказал Станислав Кондратович.
Закаленный, но не сломленный
1 год и 9 месяцев – за это время боец Кондратович участвовал в десятках боевых выходов. Был контужен, награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги».
– Считаю, что мне повезло: пока воевал в Афганистане, не пришлось хоронить боевых товарищей. Ранения, безусловно, были, но не смертельные. Однажды и меня зацепило осколком. Отношусь к этому философски: раз остался живой, значит, не так страшно, просто царапины, – улыбается ветеран.
Домой Станислав вернулся в феврале 1986-го. Отец не успел увидеть боевых наград сына...
Говорят, что афганцев война ломает, но Станислав Кондратович – живое опровержение. После демобилизации он 20 лет служил в транспортной милиции.
– Война мне снится до сих пор. Сюжет меняется, а вот концовка, как правило, одна: патроны закончились, – признается ветеран. – Просыпаюсь в холодном поту. Но я научился с этим жить.
Станислав не любит громких фраз. Но, когда его просят рассказать правду о той войне, не отказывает.
В этом году, как и всегда, 15 февраля он встретит со сватом, который тоже прошел Афган. Не забывает ветеран и боевых товарищей. Многие из них ушли, но те, кто остался, держатся вместе.
– Мы называем друг друга «афганцами». Это не просто слово, это братство. Мы можем не видеться годами, но если кому-то нужна помощь, всегда готовы приехать. У нас есть своя группа в мессенджере, где мы постоянно на связи, и 5 ноября, в День военной разведки, обязательно поздравляем друг друга, – заметил ветеран.
Он показывает черно-белую фотографию, где молодые ребята в выцветшей «песчанке» обнимаются на фоне гор. Смотрит на снимок и ненадолго замолкает...
– Спасибо, что помните, – говорит Станислав на прощание.
Редакция присоединяется к поздравлениям. Низкий поклон вам, ветераны!
Фото из личного архива Станислава Кондратовича и предоставлены УВД облисполкома