Уже более десяти лет в стране действует Декрет №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», он доказал свою эффективность в том числе в Витебской области. Но современные реалии потребовали изменения некоторых подходов, что и предусмотрено постановлением Совета Министров № 22, вступившим в силу с 1 февраля 2019 года. Что именно изменится в работе госорганов с неблагополучными семьями и как законодательные новации совместимы с уже сложившейся практикой, пояснила заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних облисполкома Тамара Олехнович.
Маркеры неблагополучия
Если раньше критерии социально опасного положения (СОП) были расписаны на нескольких страницах, теперь они сконцентрированы в нескольких пунктах.
В первой строке списка – если родители не обеспечивают жизненные потребности детей в еде, одежде, допускают использование неисправных обогревательных приборов, печного, газового отопления, что может повлечь пожароопасную ситуацию.
Тамара Олехнович: Обеспечение безопасных условий жизни было предусмотрено и раньше, но новое постановление дает конкретику, что, как показывает наш опыт, очень актуально.
Это подтвердил и проведенный недавно мониторинг по Витебскому району. При посещении неблагополучных семей оказалось, что практически ни в одном доме не был подведен газ. Поскольку дома не оформлены, их хозяева покупают газовые баллоны, как правило, в России, самостоятельно подключают к плите. Пожарная безопасность в таком жилище явно под вопросом. Как и безопасность проживающих под этой крышей детей.
Также к показателям СОП относится игнорирование горе-родителями рекомендаций педиатров, отказ от лечения и медобследования своего ребенка, препятствование получению базового образования. Кстати, с последним сталкиваются нередко педагоги, особенно в тех ситуациях, когда ребенку показано обучение на дому, а взрослые и на порог не пускают учителей, им проще сплавить его в школу.
Не менее важная позиция – отсутствие контроля со стороны взрослых за поведением своих детей, ставшее причиной совершения правонарушений.
Учтен и аморальный образ жизни родителей, который ставит под угрозу жизнь и здоровье ребенка. Новые правила требуют доказательств маргинального поведения. Например, это привлечение в течение года к административной ответственности за умышленное причинение телесных повреждение и иные насильственные действия, неоднократный «привод» в милицию за появление в пьяном виде или распитие спиртных напитков в общественном месте, вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, мелкое хулиганство и пр.
Под пристальным вниманием – факты жестокого обращения с детьми, психического и физического насилия над ними. Все эти маркеры семейного неблагополучия должны быть подтверждены соответствующими актами, предусмотренными законодательством
Остается надеяться, что бытовое пьянство обнаружит себя через административные правонарушения, а бороться с тунеядством поможет Декрет №3, когда у родителей не останется иного выбора, кроме как пойти на работу. Таким образом, эти две застарелые язвы на теле общества все равно вскроются в случае каждой неблагополучной семьи, а статус СОП будет своевременно определен и приняты соответствующие меры.
Кто и за что в ответе
Раньше, по сути, за все в ответе были педагоги – именно они обязаны были выявлять неблагоприятные факторы у своих учеников, воспитанников, признавать советами по профилактике находящимися в социально опасном положении и принимать меры по стабилизации ситуации в семьях.
Принятое постановление изменило порядок. Согласно новым требованиям это бремя распределилось на все субъекты профилактики. Теперь признавать детей находящимися в СОП будет районный, городской координационный совет.
Чтобы разобраться в причинах кризисной ситуации, в которой оказалась семья, отныне педагоги при необходимости должны подключать представителей МЧС, жилищной службы, здравоохранения, милиции и других служб, которые в составе комиссии будут участвовать в социальном расследовании и давать экспертное заключение о необходимости признания СОП. Это и логично. Ни один гуманитарий настолько точно не оценит уровень пожарной безопасности в доме, как сотрудник МЧС, газовик или энергетик.
– Это позволит на профессиональном уровне провести социальное расследование и дать полное и обстоятельное заключение о наличии социально опасных условий, а также определить необходимые меры по восстановлению способности родителей выполнять обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей, – уверена Тамара Витальевна.
Такой подход будет применен и в работе с неблагополучной семьей. И спрос будет, в первую очередь, с родителей. Должностное лицо госоргана, которое оказывает содействие законным представителям в преодолении последствий кризисных ситуаций, тоже будет отвечать за результат своей работы.
По истечении трех месяцев, а не шести, как ранее, координационный совет может прекратить работу с семьей, если устранены причины неблагополучия, а может наоборот, внести дополнения либо изменить сроки их исполнения. Ну а если за полгода ситуация в семье по вине родителей не поменялась, координационный совет примет решение о направлении в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о нуждаемости детей в государственной защите.
За 2018 год на Витебщине почти 440 детей из 260 семей были признанными нуждающимися в госзащите.
– Учреждение образования будет заниматься ребенком, и это правильно, – убеждена собеседница. – Уберется волокита с постоянными переписками между ведомствами, планами, иногда ничего не дающими, а появятся четкие действия. А длящийся годами СОП (а на Витебщине есть семьи, которые живут в этом статусе с 2012, 2014, 2016 гг.) не способствует повышению ответственности родителей и изменению ситуации.
Единый регламент: быть или не быть?
В организации взаимодействия субъектов профилактики Витебщина имеет особый опыт. Напомним, что с 2016 года в области действует Единый регламент межведомственного выявления семейного неблагополучия, который объединил более 10 служб, в том числе милицию, суды, учреждения образования, здравоохранения, Следственный комитет, энергонадзор, жилищно-коммунальные, газоснабжающие организации и пр.
Однако согласно новым критериям, например, энергетики, газовики не включены в список органов, выявляющих семейное неблагополучие, а задолженность по счетам перед этими организациями официально не является поводом для проведения социального расследования в семье. В этой связи региональный документ требует пересмотра.
– Единый регламент доказал свою эффективность: более 10 тыс. сигналов в год о возможном семейном неблагополучии поступало от всех служб в отделы по образованию, значимая часть которых подтверждалась. Поэтому он будет адаптирован к новым нормативно-правовым условиям, – заявила Тамара Олехнович.
До августа в Витебской области будут пересмотрены решения о признании детей находящимися в СОП, принятые до 1 февраля 2019 года. На 1 февраля в регионе 2,7 тыс. детей из более полутора тысяч семей имели такой статус.
Второй шанс
Неблагополучной семье дается шанс реабилитироваться. По прошествии полугода с момента признания СОП условия жизни детей будут заново проанализированы, но уже на координационном совете.
Кроме того, по новым правилам перед тем, как признать статус, родителям предлагается обратиться за всеми доступными им видами социальной помощи, которые помогут выйти из трудного положения.
Также у нерадивых матерей и отцов появилось право обжаловать решение координационного совета в случае принятия решения о признании СОП. Эта новация введена постановлением Совмина № 22.
В отдельных регионах страны регистрировались жалобы на необоснованное признание СОП.
Таких примеров на Витебщине, как сообщила Тамара Олехнович, не было.
– Родитель вправе обратиться в исполком или администрацию, далее в суд, если он не согласен с выводами координационного совета. Будет рассматриваться, насколько обоснованно принято решение, – поясняет специалист. – О порядке обжалования родители будут уведомлены при вынесении вердикта о статусе СОП.
С одной стороны, это не допустит формализма и субъективизма в столь тонком деле, как защита прав ребенка и вмешательство в частную жизнь, с другой – не позволит поломать судьбы людей, если вдруг действительно была допущена ошибка. Ведь главная цель всех служб, работающих по Декрету №18 и новым постановлениям, в том, чтобы сохранить семью, а при невозможности этого – уберечь детей от их горе-родителей.