Начну с того, что сиблинги – это родные братья и сестры, потомки одних и тех же родителей, дети одной семьи, но не близнецы. А теперь по существу. Старшее поколение наверняка помнит популярную в середине 80-х гг. прошлого века песенку «Я у бабушки живу» в исполнении ВИА «Верасы». Тогда для многих моих сверстников актуальным был припев: «У меня сестренки нет, у меня братишки нет. Говорят, с детьми хлопот невпроворот. Что же будет на земле через сто ближайших лет, если мода на детей совсем пройдет?».
Рожденные в СССР
В советские времена, когда дефицитом было абсолютно все, когда уход за младенцем требовал много сил и нервов, а содержание и воспитание детей – серьезных денежных средств, от традиции многодетности стали потихоньку отходить, особенно горожане. В большинстве своем в семьях росли двое детей. И рождаемость продолжала падать. Далеко не все взрослые решались даже на второго ребенка, несмотря на то, что первенцы мечтали о пополнении в семье.
Мне повезло. У меня родился младший брат. Но хотела я сестричку. Фантазировала, что буду с ней играть в дочки-матери, кормить ее, наряжать, учить. Предупредила маму, что если родится мальчик, то выкину его на провода (в то время мы жили на пятом этаже).
Вернувшись из роддома, мама позвала меня в комнату, где на кровати лежал живой кулек, развернула его и сказала: «У тебя братик! Хочешь, бери и выкидывай». Увидев это беззащитное существо с крохотными ручками и ножками, которое жадно хватало своим маленьким ротиком воздух, во мне, шестилетней девочке, что-то перевернулось. Я робко произнесла: «Не буду», – и вышла из комнаты.
Теперь, спустя много лет, кажется, что именно в тот момент меня и брата связали прочные родственные узы. И я стала его всячески опекать. Защищала на улице, выгораживала перед родителями, помогала, когда он учился в институте. Делала это исключительно по своей инициативе.
Я очень благодарна матери и отцу за то, что у меня есть брат – моя поддержка и опора. И присутствие в жизни родного человека, когда стали уходить ровесники родителей, особенно важно. Ведь ты знаешь, что в трудные минуты не останешься в одиночестве.
Из детских уст
К сожалению, сегодня прослеживается несколько иная тенденция. Несмотря на то, что государство всячески поддерживает семьи с детьми и многие родители не против пополнения, все больше ребят воспринимают появление сиблингов в штыки. Я полагала, что они просто не хотят с кем-либо делить родительские любовь и внимание. Но, оказалось, есть и другие причины.
– Я никого не хочу, – говорит 11-летняя Катя. – У моей подруги Веры есть младшая сестра Надя, так родители вечно заставляют Веру с ней сидеть. Случается, подружка даже школу пропускает, когда Надя болеет. Еще Вера жалуется, что младшей все сходит с рук. Однажды Надя подарила сестре раскраску, а потом начала сама там рисовать. Вера возмутилась, на что мама сказала: «Тебе что, жалко? Она же маленькая!»
– Мне младший брат испортил всю жизнь, – утверждает 13-летний Костя. – Мама стала чаще ругаться. Теперь я виноват не только тогда, когда получу плохую отметку или что-нибудь не так сделаю, но и когда брат упадет или ударится. Вся семья, включая бабушек и дедушек, пляшет вокруг мелкого, исполняя каждое его желание, а на меня времени ни у кого не хватает. А ведь предки обещали, что с рождением брата моя жизнь не изменится и любить меня меньше не станут.
В народе говорили: «Детство первого ребенка заканчивается тогда, когда появляется второй». Безусловно, в былые времена, когда женщины рожали в разы чаще, семьи были большими и все жили в одном доме, заботу о младших брали на себя старшие ребята. В результате они быстро взрослели.
Сегодня, когда научно-технический прогресс практически полностью автоматизировал наш быт, а государство предоставляет мамам продолжительный оплачиваемый отпуск по уходу за малышом, женщины могут в полной мере насладиться материнством. Поэтому задача взрослых состоит в том, чтобы детство старшего ребенка с появлением младшего не закончилось, а наполнилось новыми красками.
Комментарий специалиста
По словам заведующего медико-психологическим отделением областного центра психиатрии и наркологии, главного внештатного медицинского психолога Витебской области Николая Якушкина, конкуренция и соперничество между сиблингами существовали всегда. А дети по сути своей эгоистичны, хотят быть в центре внимания. Поэтому воюют за родительские любовь, заботу, материальные блага.
В настоящее время ситуация усугубилась тем, что изменилась социальная культура. Взрослые стали инфантильными.
Зачастую перекладывают родительские обязанности на школу, бабушек-дедушек, старших детей. Считают главной задачей зарабатывание денег, благодаря которым можно решить все проблемы. В приоритете меркантильный подход. Дети также становятся меркантильными. Не хотят делить любовь и внимание родителей, брать на себя ответственность за младших сиблингов.
В любом случае семья – это своего рода отдельное государство со своими законами, традициями, духовно-нравственными ценностями. И если в этой маленькой «стране» возникли сложности, Николай Владимирович советует обратиться к специалистам или позвонить на телефон доверия экстренной психологической помощи: 8 (0212) 61-60-60 (круглосуточно).
Фото Татьяны ГУСАЧЕНКО.