Это второй функционирующий отрезок платной автомагистрали, проходящий по территории северного региона, после трассы М1/Е30 Брест — Минск — граница Российской Федерации, отметил генеральный директор РУП «Витебскавтодор» Адам Коноплич. Всего же в северном регионе общая протяженность платных автодорог, включая новый участок Р21, составляет 108 км.
Вместо наличных – бортовое устройство
Плата не коснется легковых машин стран Таможенного союза с технически допустимой общей массой не более 3,5 т. Бесплатным будет передвижение по этим дорогам для мопедов и мотоциклов, тракторов и самоходных машин, зарегистрированных в нашей стране, маршрутных транспортных средств, осуществляющих городские перевозки пассажиров, автомобилей оперативного назначения, а также используемых в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций или перевозок грузов гуманитарной помощи. Тем, кто не вошел в категорию освобожденных, следует зарегистрироваться в системе электронного сбора платы за проезд. Оформить все необходимые документы и получить бортовое устройство, которое является обязательным атрибутом при пользовании платной дорогой, можно в офисе своего эмитента топливной карты, пунктах обслуживания клиентов, расположенных на заправочных станциях, в зонах отдыха и около пограничных пунктов пропуска.
Такое устройство документально привязывается к конкретному автомобилю. Дальше остается лишь его включить и закрепить на лобовом стекле. Примечательно, что оно не требует подключения к источнику питания в транспортном средстве. Когда автомобиль проедет через портал над дорожным полотном — металлические арки со считывающими устройствами — со счета спишутся средства за проезд. Такой способ оплаты удобен для водителя: не надо снижать скорость, выполнять какие-то действия, отвлекающие от управления. О снятии денег устройство уведомит звуковым сигналом. При выдаче такого прибора для легковых авто нужно внести залоговую стоимость в размере 20 евро, для грузовых — 50. Если оно больше не понадобится, автовладелец может сдать его в пункт обслуживания, и ему вернут деньги.
Оплату не объедешь
— На всех платных дорогах республики действуют одинаковые тарифы. Для транспортных средств массой до 3,5 т каждый километр дороги стоит 0,04 евро. Владельцы двухосных автомобилей массой свыше 3,5 т заплатят за километр уже 0,09 евро, если на машине три оси, стоимость вырастает до 0,115 евро, за 4 и более придется отдать 0,145 евро. Плата взимается в белорусских рублях исходя из установленных тарифов в евро по официальному курсу Национального банка на дату оплаты, — сообщили «Витебским вестям» в ГУ «Белавтострада».
Юридическим лицам удобнее заключить договор, в том числе на весь парк автомобилей, и оплачивать услуги по факту (по безналичному расчету) с эмитентом топливных карт, поэтому, чтобы пополнить баланс устройства электронной оплаты, не нужно обращаться в пункт обслуживания. Физическим лицам придется самостоятельно контролировать баланс и каждый раз, когда прибор сигнализирует о малом остатке средств, пополнять его в пунктах обслуживания.
«Зайцев» ловит автомат
Уклоняться от уплаты за проезд крайне невыгодно. За нарушение предусмотрен не штраф, а оплата в увеличенном размере, констатировали в ГУ «Белавтострада». Если водитель легкового авто должен был оплатить за дорогу в установленном порядке, но не сделал этого, придется раскошелиться на 100 евро, владельцам грузовых — на 260 за одно нарушение.
Если, например, водитель решил прокатиться просто так и не взял бортовое устройство, система на первой же станции контроля за сбором оплаты вычислит такой автомобиль. Следует сказать, что бортовой прибор персонифицирован и взять его напрокат у друга или соседа не получится. Фотокамеры порталов снимают номерные знаки спереди и сам автомобиль в профиль, чтобы подтвердить количество осей. Если у грузовой машины они выставлены неправильно, владельцы тяжеловесов должны будут заплатить 130 евро, а обычных авто — 50. По каждому случаю зафиксированного нарушения транспортная инспекция составляет акт, который отправляет нарушителю письмом.
«Зайцем» можно стать и по собственной невнимательности. Например, если человек пригнал машину и в течение месяца ездил с иностранными номерами, не подпадающими под льготную категорию, на работу и домой, два раза в день проезжая фиксирующую нарушения рамку, цена незнания может достигнуть нескольких тысяч евро. Автовладельцам, которые перерегистрировали транспортное средство и получили новые регистрационные знаки, необходимо позаботиться о том, чтобы обзавестись новым бортовым устройством.
К слову, зарегистрированные в системе «Beltoll» пользователи платной дороги теперь получат возможность в личном кабинете на официальном сайте www.beltoll.by просматривать информацию о зафиксированных нарушениях.