Автор: . Дата создания:

Выставка «Под покровом Божьей Матери» приурочена к празднованию 550-летия обретения чудотворной Жировичской иконы Божией Матери и 500-летия со дня основания Свято-Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря, расположенного в Гродненской области. В экспозицию включены 40 образов Богоматери из коллекции областного краеведческого музея.

– Жировичская икона широко известна не только как чудотворный образ, но и как уникальное художественное, историко-культурное явление. Она ценится и православными верующими, и католиками. С ликом Богоматери неразрывно связана история Свято-Успенского монастыря, комплекс которого является одним из самых масштабных на территории страны архитектурных ансамблей XVIII-XVII веков, – рассказала куратор выставки, хранитель витебской коллекции икон Елена Рак.

В православной традиции существуют так называемые нерукотворные образы – изображения святых, Богоматери или Христа, появившиеся чудесным образом. Обретение Жировицкой иконы относят к 1470 году, когда на землях литовского казначея Александра Солтана пастухи увидели яркий свет, исходящий от грушевого дерева. Источником этого света был нерукотворный образ Божией Матери на яшме, размером с ладошку. Отдав находку Солтану, пастухи обнаружили икону в ветвях грушевого дерева и на следующий день. Солтан же отнесся в первый раз к образу без должного внимания, но не найдя его в закрытом на ключ ларце, после второго обретения, дает обет строить храм на месте явления образа.

Второе чудотворное явление случилось в 1520 году, когда сильный пожар уничтожил в Жировичах почти все строения, в том числе и деревянный храм с хранившейся в нем иконой. Игравшие на склоне холма дети стали свидетелями нового чуда: сидящей на большом камне Богородицы с утерянным образом в руках. Пришедшие к месту родители увидели на камне лишь икону – потемневшую, со следами огня, но целую и невредимую. В XVII веке на этом месте построили храм.

За свою историю Жировичская икона всего один раз покидала пределы обители. В начале Первой мировой войны, в 1915 году она в серебряном окладе вместе с другими ценностями была эвакуирована в Москву и хранилась в соборе Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного), а после его закрытия – в Екатерининском мужском монастыре (город Видное Московской области). В январе 1922 года икона была возвращена в Жировичский монастырь.

– Покровительница Беларуси, одна из главных христианских святынь – Жировичская икона Божией Матери входит в сотню наиболее почитаемых православных образов. Самая маленькая из богородичных икон – изображение Богородицы с младенцем на руках величиной в несколько сантиметров – единственная, выполненная в плоском рельефе на камне. В настоящее время святыня находится в соборе Успения Пресвятой Богородицы, – пояснила Елена Рак.

Основу экспозиции составили образы иконографического типа «Умиление», к которому относится и жировичский.

Дополнили ее изображения: «Оранта» («Молящаяся»), «Одигитрия» («Путеводительница») и другие, что позволяет познакомиться как с богословской осмысленностью типологии, так и со стилистическими особенностями иконографии Богородицы.

– Выставка, посвященная белорусской святыне, позволяет прикоснуться к национальному достоянию как части древнерусского и общекультурного наследия, – отметила Елена Рак.

Ежедневно в 16 часов в художественном музее хранительница коллекции икон Елена Рак проводит авторские экскурсии, а по воскресеньям в тоже время организован цикл тематических встреч «Задайте вопрос об иконе». Тема ближайшей беседы 7 июня – «Иконы Богородицы. Почему так много?»

Фото Дмитрия ОСИПОВА.