Кто должен выбирать ребенку объединения по интересам — он сам или родители? Нужно ли заставлять детей заниматься спортом, музыкой, рисованием? И к чему может привести излишняя настойчивость? Попробуем разобраться на примере конкретных судеб.
История первая: мама не всегда права
Жила-была женщина — назовем ее Ольга Петровна. Она очень любила музыку и связала с ней свою судьбу. Окончила музыкальное училище в одном из областных центров Беларуси, стала преподавателем по классу фортепиано. К профессии подходила творчески, вырастила немало талантливых учеников. Но любимой воспитанницей Ольги Петровны стала ее дочь Маша. Девочка унаследовала неплохие способности, которые при должном усердии могли вывести маленькую пианистку на большую сцену, поэтому мама все силы бросила на развитие юного дарования.
Изо дня в день оттачивалась техника, вдумчиво подбирался репертуар. Режим дня строился с учетом поставленной цели: пока сверстники играли с друзьями, катались на велосипедах, ходили в кино, Машенька должна была репетировать, чтобы однажды осуществить родительскую мечту — поступить в консерваторию.
Музыка девочке нравилась, и поначалу она садилась за инструмент охотно. Но когда из жизни были напрочь вычеркнуты все остальные развлечения (чтобы не отвлекали от ежедневных занятий), Маша невзлюбила и фортепиано, и маму. Протесты дочки приводили к конфликтам, обстановка накалялась.
Тем не менее пойти против родительского авторитета девочка не рискнула. Она все-таки окончила консерваторию, как мечтала Ольга Петровна, сделала музыку своей профессией. Вот только отношения в семье до сих пор напряженные. А еще Мария, как бы ни упрашивали гости, отказывается музицировать дома, поясняя, что игра на фортепиано ей удовольствия не приносит — это просто ее работа.
История вторая: о папах и авторитетах
В отличие от Маши, Вадим Николаевич профессию свою любит. Нынче преподаватель физического воспитания, а в прошлом тренер, он занимается спортом почти всю жизнь. Выбор много лет назад делал самостоятельно.
— Проводился массовый набор детей на фехтование. К нам в школу, как это обычно бывает, пришел тренер, побеседовал с ребятами. Заинтересовались многие, — вспоминает Вадим Николаевич. — Через месяц от первоначального количества детей осталось меньше половины, потом еще часть отсеялась. В конечном итоге продолжили заниматься лишь 5-6 человек.
Как отмечает Вадим Николаевич, осознание того, что спортивные достижения требуют систематических занятий, пришло не сразу. Вначале было, скорее, любопытство и мальчишеское желание все попробовать. Когда друзья увлеклись футболом, хотел даже бросить фехтование, но тут единственный раз вмешался отец, сказав веско: «Начал — продолжай». Для сына он был авторитетом, и тот мнение учел. Больше родителям влиять на ребенка не потребовалось.
— Когда по-настоящему втягиваешься в занятия спортом, то дальнейшей жизни без него не представляешь, — говорит Вадим Николаевич. — Через пять лет тренировки становятся ежедневной необходимостью, ты привыкаешь существовать в определенном ритме.
Он и сейчас ведет активный образ жизни. Таким же воспитал своего сына. Когда-то привел его в фехтование, но мальчику данный вид спорта не пришелся по душе. Парень отзанимался два года у того же тренера, к которому раньше ходил Вадим Николевич, и сказал папе, что ему не нравится. Ушел в волейбол.
— Я отнесся философски и запрещать не стал, — признается отец. — Как позже оказалось, выбор был сделан правильный. Все-таки стать в составе команды двукратным чемпионом республики — это показатель. И ходить на тренировки сына не приходилось заставлять, потому что заниматься волейболом было его собственное желание.
Считаю, что любой внешкольный вид деятельности ребенок должен выбирать сам. Если не хочет играть на пианино, как ни заставляй, он не станет великим музыкантом. Так же и в спорте. Родителям, пожалуй, стоит вмешаться лишь в том случае, если видно: детям просто лень. Бывают моменты, когда нужно убедить, подтолкнуть, объяснить, что без труда ничего никогда не добьешься, а после ребенок сам втянется и привыкнет к насыщенному режиму дня.
История третья: не каждый мальчик — Паганини
Сторонники принудительных занятий могут возразить: а как же биографии великих? Многие слышали, например, о судьбе великого Никколо Паганини, которого отец, портовый грузчик, заставлял с малых лет играть на скрипке, надолго запирая в комнате с инструментом, чтобы мальчик не отвлекался на пустые развлечения.
Часто маленький музыкант играл весь день, оставаясь голодным, а если папа был недоволен исполнением упражнений, он мог еще и кулаки в ход пустить. Есть сведения, что такие «уроки» очень негативно сказались на здоровье ребенка, и Никколо впал в каталепсию. Родители сочли его умершим и уже собирались похоронить, когда мальчик пошевелился.
Правда, имеется и другая версия — о том, что к столь тяжелым последствиям привела перенесенная в детстве корь или скарлатина. Как бы то ни было, но занятия Никколо не бросил. Наоборот, его тяга к музыке год от года словно усиливалась. С 11 лет он блестяще выступал на публике, в 14 лет написал свои первые концерты для скрипки с оркестром. Однако при этом все исследователи его биографии отмечают слабое здоровье виртуоза и говорят, что Паганини постоянно страдал от сильных болей.
Изучая жизнь знаменитого скрипача, невольно приходишь к выводу, что он стал музыкантом не столько благодаря стараниям отца, сколько вопреки его варварским методам обучения. Возможно, здесь сыграл свою роль заложенный в ребенке невероятный талант, который требовал выхода.
Совсем другой пример — судьба полководца Александра Суворова. Военных чинов родители ему не прочили, так как мальчик рос хилым и болезненным. Но у ребенка было огромное желание стать настоящим воином. Он укреплял здоровье ежедневной гимнастикой, обливался холодной водой, в любую погоду много скакал верхом.
Будучи дворянином, Александр Васильевич тем не менее не гнался за чинами и начал служить в гвардии простым солдатом. Ум, полученное благодаря родителям прекрасное образование, дисциплинированность, твердость характера, желание добиться поставленной цели помогли Суворову стать не просто военным, а одним из величайших полководцев в истории.
Кто ищет, тот найдет
Конечно, у каждого человека свои способности, желания и характер. Но в большинстве случаев максимального успеха добиваются те, кто сам к нему стремится и прикладывает для этого немало усилий. Нельзя заставить кого-то стать великим — музыкантом ли, спортсменом, художником. Ребенок сам должен хотеть реализовать себя, иначе старания родителей пропадут втуне.
— Я в школьные годы увлекалась одновременно хореографией, вокалом, спортом (легкой атлетикой и баскетболом), ходила в драмкружок. А старшая дочь у меня совсем другая. Помню, пыталась заставлять ее чем-то заниматься, но безрезультатно, — делится мама со стажем Елена. — Придумывалась тысяча причин, что не так.
На танцах она говорила: «Ах, я ножку потянула, мне очень больно, а преподаватель все равно требует идти танцевать». Ладно, поменяли хореографию на музыку. Педагог был шикарный, но дочке играть не понравилось, бросили и это. Единственное, где она задержалась — декоративно-прикладное искусство. То, что нужно было делать руками, ей оказалось интересно. Три года отходила на ДПИ, рекордный для нее срок.
Сейчас вот сын подрастает, хочу его отдать в спортшколу на борьбу. Но он категорически отказывается: «Я не хочу ни с кем драться». Пока думаю, что мне делать, ведь заставлять, считаю, не выход. Иногда стоит подтолкнуть в нужном направлении, но не доводить до скандалов и истерики. Порой дети просто не понимают, что ты им предлагаешь, и надо просто показать, хитростью или уговорами добиться, чтобы попробовали: вдруг понравится?
— Моего сына заставлять бесполезно, — высказывает аналогичную точку зрения Инна, мама третьеклассника. — Он вообще не реагирует на давление со стороны родителей. Поэтому искали любые занятия, которые не вызовут у него протеста. Для нас же с мужем главное было, чтобы ребенок больше двигался. Еще, безусловно, играла роль близость к дому — хотелось, чтобы мог сам ходить на занятия. Так мы попали на танцы. Вначале — бальные, а теперь — современные, для мальчика они интереснее.
Также для развития мелкой моторики в прошлом году сын начал лепить из глины. Это бесплатный кружок. Занимаются два часа по субботам, потом приходит следующая группа, но ребенок был в таком восторге от лепки, что периодически напрашивался и сидел все четыре.
— Выбирать занятия, считаю, необходимо так, чтобы детям нравилось и в то же время была какая-то польза, — дополняет Инну ее муж Григорий. — А еще родители должны подавать пример. Если сами только лежат на диване, нечего ждать, что ребенок вырастет другим. Когда я был маленьким, отец играл и в футбол, и в волейбол, брал меня с собой на тренировки и соревнования. Думаю, именно оттуда мое увлечение спортом.
Как видим, папы и мамы в основном уверены: заставлять детей не нужно, но зато можно направлять и убеждать. И тогда есть все шансы вырастить талантливого, многогранного и счастливого человека, который реализует не только родительские мечты, а в первую очередь — свои собственные.
Комментарий специалиста
Елена Данилова, заведующая детско-подростковым отделением Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии, главный внештатный детский психиатр области:
Каждый ребенок – уникальная личность со своими способностями. При выборе кружков, занятий и подготовительных курсов надо ориентироваться не на моду, а на таланты и интересы ребенка. Любите своих детей, относитесь к ним и их выбору с уважением.
Валентина ЛАРИНА, фото Дмитрия ОСИПОВА.